Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

31.03.2021 08:46 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Николай Гоголь – «великий художественный гений»

Автор: Пресс-служба Президентской библиотеки

«Он устремил нас вперёд, вот та великая служба, какую сослужил Гоголь русскому обществу дивными созданиями своего гения…» – было сказано в речи, произнесённой на чествовании памяти писателя в апреле 1902 года.

Президентская библиотека предлагает ознакомиться с разнообразными материалами обширной цифровой коллекции «Н. В. Гоголь (1809–1852)», посвящённой великому писателю. В подборке – раритетные прижизненные издания Гоголя, исследования его творчества и биографии, литературно-критические статьи и архивные документы XIX века, портреты и иллюстрации.

Николай Гоголь родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Основные вехи его биографии представлены в работе известного литературоведа и лингвиста, почётного члена Петербургской и Российской академий наук Дмитрия Овсянико-Куликовского «Гоголь» (1907): «До десяти лет он учился дома (в деревне)… В 1820 был открыт в Нежине лицей высших наук, кн. Безбородко, при лицее была и гимназия, куда Гоголь поступил в 1821 г. В 1828 г. он окончил курс (гимназии и высших наук), не давший ему сколько-нибудь серьёзных знаний».

С января 1829 года начался петербургский период жизни Гоголя, продолжавшийся до его отъезда за границу в июне 1836 года. «За эти 7 лет, – рассказывает Овсянико-Куликовкий, – Гоголь успел написать почти все свои произведения и стяжать славу первоклассного писателя. <…> Пушкин сразу оценил дарование Гоголя и полюбил его, как новую надежду русской литературы, как ея будущую славу. Он же, вместе с Жуковским… ввели Гоголя в дом А. О. Росетт… где собирался интимный кружок писателей и цвет мыслящаго общества. <…> Для Гоголя это была настоящая школа. И это был лучший, счастливейший период его жизни, когда развитие его гениального дарования шло вперёд гигантскими шагами и столь же быстро росла его слава… <…> Постановка „Ревизора“ (10 апр. 1836 г.) была в одно и то же время и триумфом Гоголя, и принесла ему великия огорчения. <…>

Петербургский период жизни и творчества Гоголя закончился, и начался первый заграничный период, длившийся, с перерывами, до 1841 года, когда Гоголь приехал в Россию для хлопот по изданию первой части „Мёртвых душ“. <…>. Появление „Мёртвых душ“ было событием первостепенной важности. <…> Между тем как раз в эту эпоху владычества Гоголя над умами и сердцами лучших людей России (1842–1847), в душе великого писателя творилось что-то недоброе: там сгущались мрачные настроения, в которых заметно выступали черты ипохондрии и мизантропии».

За этими скупыми чертами биографии – становление творческого гения, поиски своего неповторимого стиля в литературе, мучительные духовные и философско-нравственные метания.

«Творчество писателя составляет такую загадку, разрешить которую вряд ли возможно, в особенности творчество таких сложных и богатых натур, какою был Гоголь», – сказал педагог Александр Алфёров в своей публичной лекции «Особенности творчества Гоголя и значение его поэзии для русского самосознания» (1908).

Исследователи по-разному подходили к решению этой загадки. Писатель и критик Пантелеймон Кулиш в книге «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя…» (1856) пытается найти истоки его творчества: «…Обстоятельства детства поэта и первыя впечатления, которыя он должен был получить от окружающей его природы и людей, благоприятствовали будущему развитию его таланта, наделяя его свежими, живыми, цветистыми материалами».

Многие говорили об удивительной наблюдательности Гоголя, например, писательница Александра Анненская в биографическом очерке «Н. В. Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность» (1891) отметила, что «…его не покидала способность следить за всеми окружающими, подмечать скрытыя душевныя движения и тайныя побуждения каждаго. Часто случайно услышанный анекдот, по-видимому, вовсе не интересный рассказ какого-нибудь посетителя зароняли в душу его образы, которые разрастались в целыя поэтическия произведения».

Возможно, отсюда особый характер гоголевского реализма, о котором писал преподаватель Георгий Дорофеев в книге «Характеристика творчества Н. В. Гоголя» (1902): «Прочтите любое место из поэтических произведений Гоголя, и вы почувствуете, будто вы сами присутствовали при рассказанном происшествии, будто вы сами видели и знали выведенных Гоголем действующих лиц, входили в их интересы жизни».

В то же время, Александр Алфёров высказывает и противоположное мнение: «…Способность отрываться от действительности, уноситься в собственныя грёзы и отдаваться своим думам с жаром и страстью – коренная черта этого знаменитаго нашего реалиста».

Писатель и критик Константин Арсеньев в издании «Значение Гоголя для его преемников» (1902) подчеркивал многообразие и широту творчества Гоголя: «Лирические порывы и эпическое спокойствие, фантазию и наблюдение, пессимизм и оптимизм, стремление к личному совершенствованию и заботу об исправлении общественного зла – всё это соединил в себе великий „инициатор“. Он понял, что для литературы нет ни слишком низкаго, ни слишком высокаго, что ея сфера не знает и не должна знать границ».

Попыткам разгадать тайну Николая Гоголя подводит итог Овсянико-Куликовский: «Для современников, близко знавших Гоголя, этот человек был загадкою. Загадкою остаётся он и для нас. Лишь одно в нём совершенно ясно и не подлежит спору: это именно его великий художественный гений, благодаря которому имя Гоголя стоит в ряду величайших имён мировой литературы».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3