Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

06.04.2020 17:15 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 06.04.2020 г.

Учиться военному делу настоящим образом!

Автор: Вопросы задавал Артём СОТНИКОВ
Заведующий отделом рекламы и подписки

19 марта в России отмечался День моряка-подводника. Подводный флот берёт своё начало со времён императора Николая II. Именно он своим указом ввёл в состав морского флота Российской империи 20 подлодок «Форель» и ряд других субмарин. Начинался документ так: «Государь Император (Николай II) в шестой день марта сего года Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки».

Проходили десятилетия, сменялись эпохи. Прогресс не стоял на месте, а вслед за ним менялся и военный флот. Подводные лодки превратились в автономные города, погружающиеся в пучину океанов и морей. На их борту могут размещаться атомные реакторы и оружие, способное уничтожить армии противника. Трудно переоценить значимость этого рода войск в формировании нынешнего баланса сил в мире.

«ЛН» решили познакомить читателей с тем, кто отслужил на «подводке». Это А. И. Минаков, ему 57 лет, он – пенсионер МВД, общественный деятель в сфере патриотического воспитания молодёжи.

– Александр Иванович, где вы служили?

– Остров Котлин, город Кронштадт, Ленинградская военно-морская база,

– Как туда попали?

– Cтремился с раннего детства. Часто надевал форму моряка, что вызывало во мне гордость.

– Вас к этому сподвигли отец, дед?

– Не совсем. Они служили в других войсках, но и их воспитание сыграло роль. Изначально по распределению военкомата меня должны были направить в Германию – в танковые войска. Я подходил ростом, к тому же имел права тракториста 3-го класса. Однако моя настойчивость в общении с военкомом дала результат. Приказ на меня был переписан, и в 1981 году я отправился в Красные Горки, где прошёл 1,5-месячный курс молодого бойца. Оттуда забрали в Кронштадт, служить на «эску» – дизельную подводную лодку 112-го проекта. Где-то с месяц, пока находились в военной части, к нам присматривались командиры и старослужащие. Позже старшина, разглядев во мне нужные задатки, предложил отучиться на командира отделения. Это заняло ещё полтора месяца.

– Как проходила служба?

– Начиналось всё, как и положено, с раннего подъёма – в шесть утра. Далее следовали зарядка и закаливание – бегали даже в 18-градусный мороз в трусах и ботинках, обливались холодной водой. Никто даже и не думал болеть. Далее – суровые будни. Я будучи по специальности электриком следил за аккумуляторными батареями на 2 вольта и 36 ампер. Каждая из них шириной 40 см, высотой около метра. Они функционировали, когда лодка шла в подводном положении. При надводном работал дизельный двигатель.

В мои обязанности входили контроль и поддержание батарей в исправном состоянии. Давали около 400 литров чистого спирта, которым я протирал весь корпус, чтобы нигде не случилось замыкания. Шутка ли – проволоку-«восьмёрку» на клеммы кладёшь, и она вспыхивает, как спичка. 36 ампер – не шутки.

Разумеется, были и простые бытовые обязанности. За чистотой и порядком на лодке следили молодые, в то время как старослужащие выполняли квалифицированную работу по специальности – промазывали маслом детали, заряжали батареи, загружали торпеды и т. д. Торпедисты, электрики, дизелисты, связисты – каждый делал своё.

– Имела ли место дедовщина?

– Нет, её на лодке не было в том понимании, которое знакомо большинству. Да, можно было получить подзатыльник за ошибки в работе, но не более того. Всё в рамках разумного, с учётом, конечно же, что это всё-таки армейский коллектив.

– Чем кормили на подводной лодке?

– По форме «6». Кто служил, тот знает. Это откорм «на убой». На завтрак, например, давали, как мы её называли, «птюху» – одну четвёртую буханки хлеба. К ней – два яйца, 35 граммов масла, 100 г колбасы, чай и кофе.

В стандартный дневной рацион обязательно включали шоколад, а ещё 120 г вина, которое можно было употребить с 11 до 12 часов дня.

– Как проходил ваш досуг?

– Он был не слишком разнообразным. Кто-то играл в шашки, шахматы, некоторые занимались в спортзале – тягали гири, подтягивались на турнике, осваивали оружие. Словом, каждый находил себе занятие по душе.

– Какие воспоминания о службе для вас наиболее яркие и почему?

– Однажды случилось ЧП, в результате которого мы понесли потери. Погибли восемь человек. Если не вдаваться в подробности, то произошёл взрыв фаустпатрона (противотанковый гранатомёт одноразового действия. – Прим. автора).

Кто-то из наших почему-то зажёг его. Он вспыхнул в одном из отсеков, автоматически закрыв помещение, и выбраться оттуда было уже невозможно. Это навсегда осталось трагичным впечатлением от службы.

Помню ещё, как в 1982-м нас подняли рано утром по боевой тревоге. Визжали ревуны, корабли стояли на рейде, торпеды были загружены. Всё это сильно взволновало. Как узнали позже, причиной стала смерть тогдашнего главы государства Л. И. Брежнева.

В то время шла война в Афганистане. Многие из экипажа хотели отправиться туда, но командир просто рвал наши заявления со словами: «Вы нужны здесь».

– Что посоветуете молодым ребятам, которым ещё предстоит служба на флоте и, в частности, на подводной лодке?

– Мой старший сын служил в конном полку, младший – в Лефортово, в Президентском. И я знаю, о чём говорю: надо приучать ребят к военному делу. Должна осуществляться спортивная подготовка молодого поколения. Необходимо обучать его тактическим и техническим азам, подкреплять полученные навыки военно-патриотическим воспитанием. Прежде чем взять в руки оружие, ребята должны понять, во имя чего они это делают. Нельзя применять его просто так.

– Есть ли у вас награды?

– Одна – за боевые заслуги на службе в милиции, которой я отдал 22 года и 7 месяцев. Другая – за участие в боевых действиях в Чечне. Также имеется медаль «За безупречную службу в МВД». Ушёл в отставку в звании старшего прапорщика.

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

44