Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

04.04.2019 11:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 04.04.2019 г.

Швеция. Взгляд на страну изнутри

Автор: Константин МАРЧЕНКО

Газета «Льговские новости» освещает жизнь города, периодически затрагивает наиболее значимые и важные темы в масштабах страны, но очень редко заглядывает за её пределы. Редакция решила исправиться и найти человека, который может рассказать о жизни за рубежом. Корреспондент «ЛН» вышел на связь с нашим соотечественником, уроженцем Льгова Константином Марченко. Он семь лет назад переехал в Швецию и выразил готовность поделиться впечатлениями об этой стране. Передаём ему слово.

«Многие смотрят на мир сквозь призму художественной литературы или экранов телевизора, поэтому имеют весьма ограниченные и даже существенно искажённые представления о том, как на самом деле живут в других уголках нашей планеты. Красивая картинка не всегда означает отсутствие проблем. Конечно, сегодня всё больше людей могут путешествовать и видеть всё своими глазами, но это, как правило, – эпизодические туристические поездки или рабочие командировки, которые лишь приоткрывают занавес, ведь за короткий промежуток времени невозможно в полной мере погрузиться в жизнь другой страны и познать местные особенности. Так сложилась судьба, что прошло почти семь лет, как я со своей семьёй переехал в Швецию, и, возможно, читателям «ЛН» будет интересно узнать мой субъективный взгляд на страну, которая многие годы входит в число лидеров по уровню жизни. В чём секрет скандинавов? Может ли Россия перенять у них какой-либо опыт? Или Швеции что-то позаимствовать у нас?

Прежде всего хочу представиться – зовут Константином, мне 30 лет. Есть любимая жена и замечательный ребёнок. Родился и вырос я во Льгове и, как многие, поехал получать высшее образование в столицу, правда, на тот момент исполнилось лишь 16. И сегодня, вот уже почти как 10 лет, работаю инженером в крупной канадской железнодорожной компании, занимающейся обеспечением безопасности движения поездов. Устроился туда ещё будучи студентом Московского государственного университета путей сообщения, когда искал профильную фирму для написания дипломной работы.

Меня взяли на должность техника с очень скромной для Москвы зарплатой, но пока обитал в общежитии, её хватало на самое необходимое. Положение начало меняться после окончания вуза – повысили до инженера. Хоть и стал получать больше, но тогда эти деньги уходили лишь на съёмное жильё. Теперь автобиографическая ремарка: в юности изучил английский на частных курсах Александра Генриховича Голянда, за что выражаю ему искреннюю признательность. Знание иностранного языка не только обеспечило мне прибавку к зарплате в 25 %, но и позволило принимать участие в зарубежных проектах компании.

Позже я взошёл по карьерной лестнице до должности инженера 1-го класса отдела внедрения и благодаря частым командировкам имел солидный для моего возраста доход.

Однажды мне предложили стать участником корпоративной программы по обмену сотрудниками от шведского подразделения нашей компании сроком на два года. В то время это был наиболее эффективный способ поднять свою зарплату, так как специалисты с зарубежным профессиональным опытом ценились на Родине гораздо больше. Так совпало, что я уже начал уставать от бешеного московского ритма жизни и задумываться о смене места работы и переезде. Зарубежная командировка оказалась в моей ситуации весьма актуальной. Так как в компании я был одним из первых, кого отправляли за границу, то посоветоваться в коллективе было не с кем. Пришлось самому «протоптать дорожку». Помогли девять нанятых иностранных фирм международного уровня, занимавшихся оформлением виз, трудового контракта, анализом налоговых вопросов, поиском жилья, языковыми курсами, страхованием и тому подобным.

Настал первый из трёх дней моей ознакомительной поездки в Швецию. Всё произошло так быстро, что я не успел даже обдумать прилёт в аэропорт, посещение офиса, встречу с риелтором, визит в миграционную службу для подачи документов на получение вида на жительство. Ярких впечатлений первое знакомство с этой северной страной не принёсло, а вот что точно запомнилось, так это столица – Стокгольм. Он показался очень современным, несмотря на более чем 800-летний возраст, который отчётливо прослеживался в огромном количестве исторических зданий.

В памяти также остался обратный перелёт в Москву на российском самолёте «Super Jet 100». Был горд тем, что представилась возможность воспользоваться отличным образцом отечественной авиационной инженерии.

Подготовка к переезду и он сам оказались волнительным периодом. Необходимо было собрать вещи, документы, проконтролировать каждую мелочь. Моя жена находилась на позднем сроке беременности, и взять её с собой я сразу не мог. Это обстоятельство меня также сильно беспокоило, поскольку как никогда требовалась моя поддержка. Однако решение принято и обратной дороги нет. Отправился один, а забрать семью запланировал после рождения ребёнка.

И вот наконец-то я в Швеции. С минимальным набором вещей и велосипедом, который приобрёл ещё в Курске. Еду на скоростном поезде «Arlanda Express» из аэропорта в город. Потом пересаживаюсь в метро с современнейшим подвижным составом, где не очень многолюдно и сиденья расположены не вдоль, а как в автобусах – рядами. В Москве это показалось бы роскошью, так как пассажиропоток очень высокий и подобная схема устройства вагонов не позволила бы разместиться всем.

Я добрался до гостиницы квартирного типа, арендованной на месяц за счёт фирмы для моей первоначальной поддержки. Далее должен был оплачивать самостоятельно. Зарплата – через 30 дней, а денег на руках не слишком много, поэтому приходилось экономить. Первое, что при этом бросилось в глаза, – всё стоило намного дороже, даже по курсу 2012 года. Например, одна поездка в метро и другом общественном транспорте по городским зонам – около 80 крон (340 руб.). Для сравнения: в Москве в то время проездной обходился примерно в 30 руб. В столичной подземке можно было проследовать из одного конца в другой, т. е. по всем зонам, если рассуждать в контексте шведской системы. Забегая вперёд, скажу, что через несколько лет разделение на зоны в Стокгольме отменили и сделали одну, с единым в радиусе 20-30 км тарифом на все виды пассажирского транспорта, включая пригородные электрички. Билет в ней действителен 75 минут. Немного подорожал проездной, но лично я всё равно получил выгоду – единичный стал стоить 32 кроны. Для экономии и не только в течение месяца ездил на работу через центр города около 7 км на велосипеде. Это было возможно благодаря развитой инфраструктуре, включающей выделенные велодорожки, знаки приоритета, светофоры, переходы и специальные парковки. Однажды встретил автобус с пожеланием доброго утра на русском. Позже узнал, что такие надписи были на разных языках и на других автобусах, но всё равно стало приятно.

Пищу поначалу старался готовить сам. Удивляло то, что по вечерам большинство магазинов были на замке – закрывались в восемь, поэтому покупал продукты по пути с работы. Цены на них почти за семь последних лет практически не изменились: молоко 3,2 % – 7,5-11 крон, хлеб – 22, картофель – 5-10, помидоры – 20-30, дешёвая свинина немецкого и ирландского производства – 45-55, шведская хорошего качества и без гормональных добавок – 55-75, мясо птицы – 55-90, десяток яиц – 25. Речь, конечно, – об одном кг/л или штуке. В 2012 г. курс местной кроны к рублю составлял 4,2 руб., сегодня – 7,2 руб.

Рабочий персонал в гостинице, занимавшийся уборкой в номерах, был в основном русскоговорящим и состоял из граждан союзных республик. У одной из сотрудниц я выяснил, что жалованья ей хватает, чтобы снимать трёхкомнатную квартиру в Стокгольме, с учётом того, что работает одна и живёт с тремя детьми. Решил, что это хороший знак – значит, и я, инженер, обделён не буду, но всё оказалось не так просто.

Действует шведская социальная уравнительная система – чем больше зарабатываешь, тем больше платишь налоги. Бедные слои населения живут за счёт обеспеченных граждан. Одиноким матерям государство помогает оплачивать квартиру, дополнительно выделяет пособие на содержание детей. Прогрессивная шкала налогообложения забирает от 20 до 60 % личных доходов. Было мучительно обидно столкнуться с тем фактом, что из первой зарплаты, включая подъёмные на переезд, удержали почти 50 %.

На работе многое вызвало удивление, начиная от внешнего вида сотрудников и заканчивая образом их мышления. Начну с того, что большинство офисных представительниц прекрасного пола в отличие от русских женщин приходят на работу в самой простой и невзрачной одежде, обуви без каблуков, без макияжа на лице. Если вдруг появляется одетая с иголочки, на высоких шпильках, с подчёркнуто красивой фигурой, ухоженная, то, скорее всего, она – наша или уроженка стран СНГ.

Поразило и превосходное состояние офиса. Эргономика и удобство помещений, стеклянные переговорные «аквариумы», две оргтехнических комнаты на этаже с разными принтерами и шкафами, наполненными канцелярскими принадлежностями – всё, что необходимо для ежедневной работы. Когда на каждом уровне располагаются одно-два места отдыха с кухней, где есть бесплатные кофейные автоматы, фрукты, это объясняется тем, что сделан вывод: если человек нормально питается, то его деловая продуктивность растёт. Не скажу, что с этим согласен, но и не против такого подхода.

Сначала чувствовал себя после рабочего дня, как выжатый лимон – болела голова от необходимости думать и общаться на английском языке. В нашем многонациональном коллективе он – основной. Первый месяц стал адаптационным – практически ничего не делал по сути обязанностей. Решал бюрократические вопросы, занимался заполнением различных форм, вставал на налоговый учёт, посещал миграционный офис, оформлял банковскую карту, прикреплялся к различным государственным службам через электронный кабинет. Крайне утомительное занятие, но зато потом всё предельно просто – чтобы на документ поставить свою подпись, не нужно ездить по инстанциям – достаточно банковской электронной через интернет. Это значительно упрощает жизнь. Швеция в технологическом плане – очень продвинутая страна, хотя и в России заметен прогресс, начиная с создания электронного правительства и заканчивая МФЦ. Последние являются даже её преимуществом, так как здесь таких центров нет, и в случае необходимости приходится объезжать конторы и стоять в очередях.

В свободное время гулял по городу, обследовал окрестности на велосипеде. В утреннем немноголюдном метро замечал мигрантов из Сирии, Ирака, Судана и т. д. Иногда создавалось впечатление, что их больше, чем самих шведов. Причём последние этот факт обсуждают крайне неохотно, но видно, что такому положению не рады.

Пока моя семья жила в России, у меня была возможность постоянно ездить по командировкам. Обратил внимание на хорошее состояние дорог даже в самых, казалось бы, глухих местах, например, городке Ange, который находится практически в центре страны и имеет население чуть более трёх тысяч человек. И так практически везде – и в Umea, и на самом севере страны, в Kiruna. До сих пор не могу понять, откуда они берут деньги для поддержания покрытия в таком прекрасном состоянии, особенно учитывая то, что платных трасс как таковых в Швеции нет – бывает лишь изменяемая в течение дня плата при въезде в центр крупных городов, призванная уменьшить поток машин. Возможно, секрет – в отсутствии резких перепадов температур, что позволяет асфальту лучше сохраняться. Все главные дороги идут в обход больших населённых пунктов, имеют бордюр, разделяющий встречные Подводя итог, скажу, что, в конце концов, перевёз свою семью в Швецию. Есть ещё много чего интересного, о чём стоит поведать читателю – о культуре этой страны, быте, менталитете, промышленности, сельском хозяйстве, борьбе с мусором, в которой она является мировым лидером, и другом. Но подождём, пожалуй, следующих статей».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

156