Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

21.11.2019 09:25 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 91 от 22.11.2019 г.

Ярослав Конев: «На искусстве держится всё»

Автор: Артём СОТНИКОВ
Заведующий отделом рекламы и подписки

«ЛН» всегда с любопытством наблюдали за жизнью местной музыкальной школы, совершавшимся в её стенах удивительным таинством превращения неумелых, не знающих, с какой стороны подойти к инструментам, ребят в настоящих исполнителей. Прошли годы, и ЛМШ превратилась в ДШИ – детскую школу искусств. Но редакция по-прежнему интересуется творческой деятельностью образовательного учреждения. Правда, делает это сейчас не так часто, как хотелось бы. Наверное, поэтому вовремя не познакомила читателей с новым директором Я. А. Коневым. Сегодня исправляем ошибку. Лучше поздно, чем никогда.

– Ярослав Александрович, в октябре исполнился год, как вы руководите Льговской детской школой искусств, но слывёте очень скромным человеком, о котором в городе мало что известно. Расскажите, пожалуйста, о себе.

– Я родом из Иванчиково, вместе с братом в своё время окончил возглавляемую теперь мною ДШИ. Учиться, если по правде, пошёл не по своему желанию – отправили. Но появился искренний интерес к музыке. В сфере искусства давно сложилась трёхступенчатая система образования: школа, ссуз и вуз. Поэтому позже поступил в Суджанское музучилище, в котором обучался четыре года, а затем – в Орловский институт культуры и искусств. Образование получил по специальности «Музыкально-инструментальное исполнительство». Это была счастливая студенческая пора, после которой последовал год службы в армии. Вернулся в родные стены Льговской школы искусств, в августе 2015-го стал преподавателем. В 2018-м коллектив выдвинул мою кандидатуру на пост директора.

– Что нового вы привнесли в деятельность учреждения?

– Сохранил прежний уклад и ритм жизни. Процесс обучения уже был отлажен, преподаватели хорошо справлялись со своими обязанностями, работали творчески, поэтому «революции» не потребовалось.

– Значит, в школе ничего не изменилось?

– Почему? Через два месяца после моего вступления в должность ДШИ перешла из муниципального в областное подчинение. Теперь находится под непосредственным началом комитета культуры.

– Это сыграло какую-то роль?

– Да, увеличилось финансирование. Всё это произошло в рамках федерального проекта, предусматривающего перевод организаций, подобных нашей, под региональный контроль.

Помимо этого, шести школам искусств было в общей сложности выделено около четырёх миллионов рублей для модернизации. Наша, например, получила комплект из 22-х новых духовых инструментов, что для оркестра оказалось кстати. Правда, возникла потребность в преподавателе игры на деревянных духовых, поскольку в распоряжении ДШИ появились три кларнета, два саксофона и два гобоя.

– Каков сегодня педагогический состав? Кто преобладает – старая гвардия или молодые кадры?

– Коллектив, можно сказать, пожилой. Сам успел у него поучиться. Есть работающие пенсионеры, семь молодых специалистов. Процентное соотношение – 70 к 30 в пользу опытного поколения. Кадровый вопрос для многих школ тяжёлый. В училищах, готовящих преподавателей для ДШИ, конкурсы не такие большие, как раньше, а выпускники зачастую не желают работать по полученной специальности.

– Чему учат в вашей?

– У нас семь направлений деятельности. Изобразительное, театральное искусство, фольклор относятся к общеразвивающим специальностям. Оставшиеся четыре – предпрофессиональные. Требования по этим программам серьёзнее, они имеют более длительный срок освоения. Это народные инструменты: аккордеон, баян, балалайка, домра и гитара, а также духовые и ударные: труба, тромбон, баритон, тенор, блокфлейта. Струнные представлены лишь скрипкой. В этом году на неё был очень хороший набор – пять человек. Ну и, разумеется, фортепиано. Отмечу, что с большой охотой идут также на гитару. Правда, принять всех и сразу для обучения игре на ней не представляется возможным из-за загруженности преподавателей.

– Сколько в школе учеников?

– Двести семьдесят семь.

– Довольно серьёзное количество.

– Согласен. Выполнить такой план по набору достаточно сложно.

– Каково расписание занятий?

– Опишу на примере музыкальных отделений: прежде всего проводятся по выбранному инструменту или направлению, следом идут теоретические дисциплины – сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература и хор. Мы стараемся сделать так, чтобы дети посещали ДШИ не чаще двух раз в неделю. Занятия проходят после окончания уроков в общеобразовательных школах, по специальности – индивидуальные, а общие – групповые.

– В каких творческих мероприятиях принимают участие ваши ученики?

– Ежегодно в начале мая проходит цикл концертов «Филармония школьника», на которые приглашаются учащиеся начальных классов. Театральное отделение два раза в год представляет спектакль или сказку, а в 2019-м было и мероприятие, посвящённое Году театра. Традиционно организовываем концерты ко Дню знаний, а также осенний, на котором дебютируют самые юные музыканты, демонстрируя полученные за начальный период обучения навыки. Девятого мая на протяжении последних трёх лет наш детский духовой оркестр выступает на Красной площади. Помимо этого, даём два отчётных концерта – новогодний в декабре и итоговый за прошедший учебный год в конце апреля. Также пробуем свои силы в региональных конкурсах.

– Занимают ли ученики призовые места?

– В этом году в областном творческом соревновании «Учитель и ученик» наши участники получили за исполнение музыкальных пьес дипломы третьей степени. Третьими на смотре хоровых коллективов «Память поколений», посвящённом военной тематике, стали ребята из ансамбля младших и средних классов под руководством Натальи Валентиновны Телятицкой. Отличная игра на фортепиано принесла первое место на конкурсе в Судже Дмитрию Безяеву, а Кириллу Манякину на балалайке – третье. Школа участвует также в интернет-конкурсах.

– В чём их отличие от привычных?

– Ученик готовится к выступлению, потом мы записываем его на видео и отправляем организаторам. Детям нравится, они получают шанс побороться за призовое место, что является дополнительным стимулом обучения. Как правило, они имеют статус всероссийских или международных.

– У школы есть группа в социальной сети «ВКонтакте», но активность в ней не на самом высоком уровне. Не думали ли вы использовать этот инструмент для привлечения внимания к учреждению?

– Потихоньку стараемся двигаться в указанном направлении. Если раньше в интернете наша деятельность не была представлена вовсе, то сейчас уже размещаем объявления о наборе. Вероятно, это даёт результат, потому что в мае количество абитуриентов выросло.

– Давайте перейдём к более прозаичной теме. Как вы оцениваете инфраструктуру вверенного вам учреждения, его материальную обеспеченность? Имеет место нехватка оборудования, инструментов, необходимость в ремонте помещений? Или же в этом плане у вас порядок?

– Для работы имеется всё, но хотелось бы, разумеется, больше. Потребность в духовых инструментах, как я уже сказал, полностью удовлетворена. В прошлом году получили два пианино отечественного производства марки «Николай Рубинштейн». Хотя и старые модели держатся долгое время, легко поддаются повторной настройке. Не помешало бы приобрести больше скрипок. Ситуация с народными инструментами – баяном и аккордеоном – не радует. Срочной замены не требуется, но тем не менее срок службы подходит к концу, что вызывает необходимость частых ремонта и настройки. Преклонный возраст инструмента сказывается на его звучании, что является негативным фактором в процессе обучения. Также есть ещё одна проблема – наши начинающие музыканты часто не могут совладать с габаритами «взрослой» модели. Пришлись бы кстати размеры поменьше. Кроме того, необходимо приобрести костюмы для театрального отделения.

Несколько слов об инфраструктуре школы. Запланировали ремонт отопительной системы – зимой в ДШИ холодно. Готовим проектно-сметную документацию и надеемся, что в 2020 году нам выделят деньги. Помещения в удовлетворительном состоянии, но косметический ремонт не помешал бы. Будем искать, запрашивать средства и по возможности улучшать ситуацию.

– Льговской детской школе искусств – 61 год. Скажите, каким вы видите учреждение через 5-10 лет? Что необходимо сделать для того, чтобы оно стало лучше?

– Во-первых, хотелось бы добиться увеличения площади. В нашем здании тесновато, и это не позволяет расширить рамки образовательной деятельности, например, – в области изобразительного искусства. Сейчас с ребятами занимается один педагог, работающий по совместительству. Родители интересуются условиями поступления, но набор по этой программе производим лишь раз в три года. Точно такая же история и с театральной специальностью.

Во-вторых, необходимо привлекать больше молодых специалистов. Наш преподаватель по классу гитары Анатолий Эдуардович Шмальц скоро уходит на заслуженный отдых, требуется замена. Пока не нашли.

Рассматриваем возможность создания классов дошкольного образования. Малыши в них будут знакомиться с музыкой и искусством в целом. Впоследствии смогут стать нашими абитуриентами. Современных школьников сложно привлечь к искусству, поскольку уже с юного возраста не оторвать от смартфонов, компьютеров и других гаджетов.

– Что бы вы хотели добавить к сказанному?

– Необходима популяризация образования в сфере искусства и особенно – музыкального, причём не только среди детей, но и родителей. Важно объяснить его пользу. Многие недооценивают силу искусства, а ведь на нём всё и держится. Оно в значительной степени расширяет кругозор. Недаром все члены царской семьи и других знатных родов обучались игре на различных музыкальных инструментах, а также танцам, рисованию, иностранным языкам, понимали, что всё это помогает расти интеллектуально и духовно, создаёт конкурентное преимущество перед большинством. Да и в советские годы в средних общеобразовательных школах были свои оркестры, хоры и ансамбли. Сейчас же главенствует позиция, которая не провозглашает ценность прекрасного, его огромное значение в деле воспитания молодого поколения. Все идут по лёгкому пути – дали телефон ребёнку в руки, он занят очередной игрушкой и счастлив, а родители спокойны. Но к чему это приведёт?.

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

93