Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

04.10.2019 15:56 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 77 от 04.10.2019 г.

«Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле»

Автор: Подготовили Надежда ШИШКОВА, Ольга ДРОЗДОВА и Юрий СЕЛИВАНОВ

А. П. Осетрова

Приближается профессиональный праздник «сеятелей разумного, доброго, вечного». Их работа многогранна и специфична. Тот, кто ею занимается, должен любить своих учеников вне зависимости от их успеваемости и поведения, проживать с каждым выпуском школьную жизнь, и только тогда можно ждать результатов труда.

Чтобы укрепиться в школе, надо много знать и уметь, быть уживчивым, мудрым и гибким, так как строить отношения приходится с тремя коллективами – коллег, детей и родителей.

Редакция «ЛН» решила узнать, что думают сами учителя о своей профессии.

«Хочу видеть блеск в глазах детей»

Анастасия Павловна ОСЕТРОВА, учитель истории СОШ № 1 им. В. Б. Бессонова: «Честно признаться, я не планировала работать учителем. Ещё со школы мечтала поступить на юридический факультет, но перед приёмной комиссией вуза решение пришлось изменить с тем учётом, что всё-таки попаду на юрфак после третьего курса. Однако во время первой практики в курской школе поняла, что мне нравится рассказывать, спрашивать, чувствовать уважительное к себе отношение, видеть блеск интересующихся детских глазок. Сейчас преподаю историю и обществознание в школе, где училась сама.

Организовала добровольческий отряд «Чистое сердце». Думала, что эта идея будет провальной. Но нашлись ученики, которые готовы идти за мной: собирать мусор, ухаживать за брошенными могилами, красить окна, придумывать интересные сценарии к школьным праздникам, снимать мотивирующие видео, которые часто побеждают в областных конкурсах. Мои волонтеры! Всегда хотела попасть на денёк в другую эпоху – СССР. Туда, где были пионеры, милые ребята. Но они пришли ко мне сами: мобильные и коммуникабельные. Меня радует то, что я молодею рядом с учениками, будто снова подросток, занимаюсь с ними разного рода творчеством.

У детей сейчас безумная нагрузка. Считаю, что не все нововведения во благо. Отмечу слишком большой объём тестов. Что касается условий для педагогической деятельности, то они направлены на то, чтобы в школе трудились лишь истинные ценители профессии».

«Главное – разумная требовательность и системный подход»

Елена Васильевна АРТЮХОВА, учитель начальных классов СОШ № 2: «С детства моей самой любимой игрой была игра «в школу». Собирала детей младше меня и приводила их в «класс», который обустроила во дворе своего дома. Там стояли старые деревянные столы, а доской служила стена сарая. Я щедро делилась своими знаниями с соседскими ребятами. Однажды внучка знакомых моих родителей заявила бабушке с дедушкой, что больше не пойдёт на «занятия», потому что «учительница слишком строгая».

Окончив школу, я продолжила образование в Рыльском педагогическом училище. Пришла работать в СОШ № 2, которой отдала вот уже 24 года. Со временем заочно получила высшее образование в одном из столичных вузов.

И по-прежнему остаюсь такой, какой была в своей «школе», – требовательной. Считаю, что эта черта в разумных пределах по отношению и к ученикам, и к себе, а также системный подход к делу обязательны в учительской профессии. Иначе положительного результата в работе с детьми не добьёшься.

Кстати, они сейчас разительно отличаются от тех, что сидели передо мной за партами 10-20 лет назад. Современные мальчишки и девчонки прекрасно владеют всевозможными гаджетами, умеют максимально эффективно использовать их в учёбе. И это несомненный плюс. С другой стороны, нынешние ребята уже не такие непосредственные, доброжелательные и искренние, как, например, их же родители в этом возрасте, не умеют по-настоящему дружить, да и просто общаться друг с другом. Изменился, на мой взгляд, менталитет взрослых, и далеко не в лучшую сторону. Они никак не хотят или не могут понять одной простой, но очень важной вещи: именно папы и мамы являются для их детей образцом поведения. Если отцы и матери не чистят по утрам и вечерам зубы, бросают мусор мимо урны, сыновья и дочери станут поступать точно так же, сколько с ними не будет биться учитель. Во всех огрехах в воспитании, пробелах в знаниях родители спешат обвинить педагога, выключаясь тем самым из трёхстороннего процесса развития маленькой личности.

Конечно, преподаватели стараются как могут, чтобы вырастить достойных людей. Хочется уделять своим воспитанникам как можно больше времени, но это не всегда возможно, ведь современная система образования предполагает большую дополнительную нагрузку на учителя в виде всевозможной бумажной работы. Максимально загружены сейчас и дети, можно даже сказать, чересчур, и не всегда тем, что так уж необходимо.

Отдушиной в напряжённой профессиональной жизни служат мои увлечения. Очень люблю животных. Раньше у нас жили две собаки. Сейчас – всеобщая любимица кошка по имени Дуся. Она большая, белая, пушистая и необычайно ласковая. Обожаю возиться с ней – кормить, ухаживать за шерстью и так далее. Животное отвечает искренней привязанностью. Думаю, что оно относится к нам так же, как и мы к нему, – очень-очень любит. Моя вторая страсть – цветоводство. В нашем доме огромное количество комнатных растений. Во многом – благодаря моему супругу. Он часто (как правило, без повода) дарит мне красивые цветы в горшках. Иногда высаживаю их на клумбу. И они, как ни странно, прекрасно себя там чувствуют. Значит, подарены от души».

«Всё компенсируют успехи, любовь и благодарность учеников»

Оксана Сергеевна ЖИЛЬЦОВА, учитель русского языка и литературы СОШ № 3: «Муками выбора специальности никогда не терзалась. Мне очень нравилась литература в школе, привлекала личность её преподавателя. Сама пришла в профессию в непростые 90-е. Стоит ли говорить о том, как нелегко приходилось начинающему педагогу?! Уже в первые месяцы работы поняла, что нужно менять подход к преподаванию литературы.

Сейчас за плечами четверть века непрерывного учительского стажа в одной школе, немалый профессиональный и житейский опыт. И всё же не могу сказать, что мне, да и коллегам легко. Нам приходится работать в условиях постоянной конкуренции с современными детьми, основательно подкованными в сфере цифровых технологий и постоянно в ней же двигающимися вперёд, владеющими массой информации. Чтобы быть для них авторитетом, нужно и самой непрерывно расти, иначе безнадёжно отстанешь и как педагог, и как личность.

В последнее время профессиональный путь учителей-словесников, к сожалению, не устлан розами. Помимо подготовки к урокам, повышения квалификации и т. д., нам ежедневно приходится решать ещё одну очень важную задачу – побудить ребят читать художественную литературу. Очень грустно осознавать, что они стали совершенно равнодушны к книге и много теряют из-за этого в своём развитии.

Что касается Единого государственного экзамена, о котором все так яростно спорят, то, думаю, как и всякое явление, он имеет две стороны. Первая – это то, что благодаря ЕГЭ перед молодыми людьми открывается дорога практически в любое образовательное учреждение, а вторая – отсутствие разностороннего развития личности, потому что школьники, как правило, сосредоточены только на тех предметах, по которым и предстоит сдавать ЕГЭ, заинтересовать их и побудить ответственно подходить к изучению остальных весьма и весьма непросто.

Не могу не коснуться ещё одного важного вопроса. Государство, слава Богу, изменило отношение к учителям, в частности, многое сделало для увеличения их заработной платы. И всё же, чтобы получать достойную, педагогам приходится взваливать на себя титаническую нагрузку, что неизбежно со временем приводит к эмоциональному выгоранию.

Удручает нежелание многих родителей осознанно и активно принимать участие в процессе воспитания их же собственных детей. Такие папы и мамы уверены, что этим обязаны заниматься исключительно учителя.

И тем не менее все перечисленные выше и многие другие трудности в нашей работе с лихвой компенсируют успехи, любовь и благодарность учеников.

Уважаемые коллеги, пусть всегда так и будет! С праздником вас! Здоровья, сил, семейного счастья, оптимизма и неиссякаемого учительского запала!»

А вот как отзываются об О. С. Жильцовой её коллеги: «Оксана Сергеевна – грамотный, увлечённый своим делом специалист, ответственный человек, непрерывно что-то изучающий и безостановочно движущийся вперед. Её ученики неизменно показывают прекрасные результаты ЕГЭ, постоянно становятся призёрами всевозможных конкурсов различных уровней. Одно из последних достижений нашей замечательной коллеги и её талантливых воспитанников – Почётная грамота за активное участие в Асеевских литературных чтениях, посвящённых 130-летию со дня рождения известного русского и советского поэта. Поздравляем!»

«Создать ситуацию успеха»

Людмила Алексеевна АГЕЕВА, победитель муниципального этапа «Учитель года-2019» (СОШ № 4): «На мой взгляд, самое главное качество учителя – это любовь к своему делу и детям. Их невозможно обмануть, они тонко чувствуют. Чтобы понять, как стать для них близким и авторитетным человеком, нужно, прежде всего, усвоить, чего они от нас ждут. Из основных моментов выделю уважение и поддержку, на которые, кстати, ученики всегда готовы ответить взаимностью.

Я никогда не ставила задачу стать лучшим учителем. Просто стараюсь идти в ногу со временем, добросовестно выполнять обязанности. Думаю, каждый педагог может претендовать на это звание в виду собственной уникальности, умению неповторимым образом вовлечь аудиторию в работу, вести интересные беседы и т. д. Конечно, нам приходится порой быть строгими в воспитании и обучении детей, но такой подход обязан быть справедливым и объективным. Школьники имеют различные психофизические и умственные возможности, и мы не можем применить один и тот же спрос к каждому из них. Условно в любом классе можно выделить группу детей с математическим складом ума, склонных к гуманитарным предметам или творчеству. Для меня важно найти и развивать сильные стороны ребёнка, создать для него ситуацию успеха. Только окрылённый положительным результатом от своей работы школьник захочет двигаться дальше, а предмет он полюбит не тогда, когда мы ещё жёстче потребуем успеваемость, а когда он станет в нём разбираться. Молодёжь сегодня хорошая. Недавно я по пути домой с работы проходила мимо спортивной площадки, где играли в футбол наши недавние выпускники и учащиеся школы. И вдруг услышала нецензурные выражения. Каково же было моё удивление, когда один молодой человек строго сказал приятелям: «Прекратите, вы что, не видите – учитель идёт». Не представляете, как это приятно было слышать!

Работа учителя – это постоянное самосовершенствование и самообразование. Нужно уметь погружаться в детские проблемы, видеть мир их глазками, иначе мы не сможем им ни в чём помочь. Самым добросовестным и ответственным учителем всегда считался тот, который нашёл в профессии своё призвание. Очень жаль, что наш труд сейчас оценивается столь низкой заработной платой. Работа не самая простая, как может показаться не вникающему в учебный процесс человеку. Трудиться приходится не только в школе, но и дома, жертвуя личным временем. По этой причине учителя не слишком балуют себя какими-то увлечениями, да и просто свободным временем, особенно если речь идёт о молодом специалисте».

«Уча других, мы учимся и сами»

Татьяна Александровна ЖАРКИХ, учитель русского языка и литературы Городенской СОШ: «У каждого человека наступает в жизни такой тревожный момент, когда он задаёт себе вопрос: «Кем быть?». Приходится делать сложный и ответственный выбор, от которого в дальнейшем зависит личное благополучие.

Я с будущей профессией определилась как-то легко и сразу: не раздумывая, с самого раннего детства твердо и неизменно решила стать педагогом. И вот уже 16 лет обучаю детей русскому языку и литературе в Городенской СОШ, в которой и сама когда-то получила аттестат о среднем общем образовании. В своё время мне, несомненно, повезло. У меня были замечательные педагоги, умные, отлично знающие свой предмет, добрые, мудрые, чуткие, справедливые, отзывчивые – наглядный, яркий и достойный пример правильного поведения, единства слова и дела, воплощение незыблемости нравственных ориентиров. О наставниках всегда вспоминаю с чувством великой благодарности и глубоким уважением.

Конечно же, не скрою, что плоды труда, бывает, часто огорчают, но я очень люблю то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Поэтому с радостью иду на работу и стараюсь стойко преодолевать возникающие трудности, исправлять ошибки, в том числе и свои собственные, недаром говорят: уча других, мы учимся и сами. Для меня родная школа – это второй дом, и всем должно быть комфортно и уютно в нём.

Считаю, что сейчас нам, людям самой благородной и гуманной профессии в мире, и государство уделяет достаточно внимания, создавая весьма благоприятные условия для широкого поля педагогической деятельности. А современный учитель, он ведь как Прометей – должен зажигать в сердцах детских пламя, никак не отставать от них, совершенствуясь, не прекращая творческих исканий. Пользуясь случаем, поздравляю всех педагогов с профессиональным праздником. Здоровья, терпения, вдохновения, интересных идей, увлекательных занятий вам, дорогие коллеги!».

«Не бояться меняться»

Татьяна Васильевна СУХОРУКОВА, учитель начальных классов Кудинцевской СОШ: «Для меня дети никогда не были одинаковыми. У каждого свои особенности, предпочтения, сильные и слабые стороны, в конце концов – характер. Педагогам доводится наблюдать, как вслед за переменами в мире, политике, обществе за парты садятся соответствующие времени школьники. Нужно учитывать и их мировоззрение. Более того, меняться самим и адаптировать ребят к современным условиям. Нынешние дети очень уверенно чувствуют себя в сфере IT-технологий. Сейчас любая индустрия тесно связана с ними, за ними будущее, поэтому «бить указкой» по прогрессу и здравому смыслу глупо и недальновидно.

Всё переменчиво, вплоть до идеалов, которым будут следовать ребята. Они читают другую литературу, обсуждают новые фильмы. Нельзя позволять деформировать лишь вечные ценности, такие, как Отечество, малая родина, история государства, национальная культура. Вообще век информационных насыщенности и доступности принёс немало полезных плодов. Молодое поколение легче выявляет свои способности, находит нужное увлечение и очень быстро достигает результатов. Нужно лишь немного корректировать, если ребёнок вдруг занялся не совсем безопасным делом.

Часто спрашивают, за что так хвалят советское образование? Думаю, за глубину знаний. У процесса обучения имелась иная мотивация. Школьнику, студенту давали образование для того, чтобы после он смог применить его на благо общества. С такой установкой ребята его и принимали. Сейчас зачастую цель – получить аттестат или диплом. В школе по-прежнему работают болеющие душой педагоги. Есть споры по поводу компетентности современных специалистов, но, тем не менее, случайных людей в этой профессии нет».

Е. В. Артюхова
О. С. Жильцова
Л. А. Агеева
Т. А. Жарких
Т. В. Сухорукова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

168