Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

05.04.2018 10:01 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 04.04.2018 г.

Вышел школьник из тумана – вынул ножик из кармана

Цветы нашей жизни, дети, всё чаще и чаще становятся чертополохом на её окраине

В 21-м номере нашей газеты поднимался вопрос о детской жестокости. Мы предложили горожанам высказаться на эту тему и получили массу волнительных откликов. Для полного представления картины было решено не ограничиваться одной публикацией. Следующим шагом стало привнесение в беседу мнения специалистов. Только совместными усилиями и коллективными решениями мы в силах одолеть недуг юного общества.

А ребёнка-то нет…

«Эта тема у меня больная, как и многие другие. Не успели поговорить о пермском случае, подобное произошло в Улан-Удэ. «Учительская газета» сообщила о том, что в кемеровской школе подросток нанёс ножевые раны семикласснице. Перечень происшествий можно продолжить. Всё это подтверждает закономерность происходящего.

В чём его причины?! На мой взгляд, изменилось само общество. Это главное. Социологи, психологи отмечают зашкаливающий уровень агрессивности взрослых. На разных уровнях и в разных местах. Люди всё больше и больше перестают слышать друг друга. Иную точку зрения. Позиция «Я прав!» доминирует. Диалога нет. Но это уже иная тема.

В обществе произошла нравственная, моральная деградация. То, что осуждалось, стало нормой, например, на телевидении – разного рода склоки, скандалы, вульгарное поведение, истории Джигарханяна, Шурыгиной, «Дом-2» и т. д. и т. п.

К сожалению, произошло падение требовательности к знаниям, грамотности, компетентности руководителей разного уровня. Мы помним и знаем, что любой диплом можно купить. Нет не в переходе метро. Просто были открыты образовательные учреждения, которые не создали традиций, имели низкую квалификацию преподавателей. Многие канули в лету. Но… осталось достаточно таких, в которых и сегодня деньги решают всё.

Произошло материальное, социальное расслоение общества.

Выросло поколение родителей, которым вдалбливали в голову, что демократия – это свобода, бери от жизни всё, у тебя много прав, ты – личность. Но, к сожалению, мало говорили о том, что свобода сопряжена с ответственностью. Поверхностность знаний, естественно, не привела к личностному росту и потребности в самообразовании. Многие взрослые по восприятию обстоятельств, поведению остаются детьми. Тело выросло, а взросления не произошло. Родители получили мало знаний о семейных традициях. О правильном воспитании ребёнка. О допустимом и недопустимом в своём поведении и поведении детей. И это тоже отдельная тема, за которую должна бы взяться местная пресса.

Меняется семейный уклад ещё и потому, что родители часто не бывают дома… Их работа далеко, т. н. вахтовый метод. Ребёнок не получает должного внимания, любви, не чувствует требовательности к своему поведению.

В обществе стало запредельно много вранья. Мы проводим мероприятия, совсем не задумываясь о последствиях, – снимаем с уроков детей на разного рода акции, встречи… Таким образом, незыблемая истина «Урок – главное!» разрушена.

На уровнях власти стало нормой говорить одно, а делать другое. Примеров приводить не буду.

Изменилась и школа. Понизился авторитет учителя. По разным причинам. Сеятель доброго, умного, вечного завален бумагами. Стимулирующих выплат получает больше тот, кто умело подгонит отчёты, вовремя поучаствует и проведёт мероприятие во имя повышения баллов.

Из школы ушло многое. Никому не интересно, какой в ней существует микроклимат, как он влияет на взаимоотношения, созданы ли условия для поднятия самых лучших личностных качеств ребёнка, развития так называемых детей-изгоев?! Часто и уровень разного рода курсов носит «фейковый» характер. Их проводят и на них едут не от потребности и востребованности, а потому что так нужно. Органы управления образованием, наверное, работают не над повышением качества учебного, воспитательного процессов, это не важно. Нужно делать так, «чтобы костюмчик сидел».

Перечислил причины и, чувствуете, а ребёнка-то и нет. Он выпал из интересов общества, семьи, похоже, школы. Потому такие страшные последствия».

А. ФИЩЕНКО, ветеран педагогического труда

Всё изменилось далеко не к лучшему

«В Советском Союзе задача патриотического воспитания представителей подрастающего поколения рассматривалась как одно из направлений государственной политики. Основополагающим принципом экономики было созидание. В школе не только образовывали умы, но и пробуждали духовность, закаляли характер, развивали навыки общения, учили дружить, отвечать за свои поступки, давали понятие о верности Родине, принципам и многом-многом другом. В образовательных учреждениях трудились бывшие фронтовики, победители фашизма, которые сами по себе были примером, им подражали, ребята «срисовывали» с них свои судьбы.

Сейчас всё изменилось, и далеко не к лучшему. Чаще и чаще в школу приходят люди, которые, возможно, хорошо образованы, но недостаточно воспитаны сами для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». Обесценился институт семьи, её подменяет так называемый гражданский брак, не подразумевающий достаточной ответственности за детские судьбы. Родители слишком заняты работой и личной жизнью. Большинство разделяют принципы «мой дом – моя крепость» и «моя хата с краю». Их сыновья и дочери обделены вниманием. Телевидение пропагандирует красивую жизнь, где всё даётся само-собой, без усилий и труда, либо перетряхивает чьё-нибудь грязное бельё. Я уже не говорю о засилье жестоких компьютерных игр, бесчисленных социальных сетей, подростковых алкоголизме и наркомании. В результате мальчишки и девчонки не умеют наладить живое общение друг с другом и не стремятся к этому, они оторваны от реальности, существуют в иллюзорном мире, а при столкновении с действительностью переживают разочарование, у них формируются ложные принципы и ценности.

Пора переломить ситуацию: родителям – объединиться со школой в непростом деле воспитания, педагогам – подумать о том, как вернуть в образовательный процесс такие важные понятия, как общественные поощрение и порицание, СМИ – вести тщательный отбор той информации, которую они могут предлагают юным зрителям, государству – изменить статус семьи и т. д. А всем взрослым следует обратить пристальное внимание на самих себя, чтобы стать эталоном поведения для маленьких».

Л. ЖИРОМСКАЯ, Заслуженный учитель России

«Дети учатся тому, что видят у себя в дому!»

«В том, что дети стали жестокими, виноваты мы все.

Причина детской жестокости во многом – в отсутствии тепла. Ребёнок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик, выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.

Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Потомство вроде должно быть, но где-то на втором плане.

Для мужчин, которые всё время заняты работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек. С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту редко кто хочет. Из-за этого ребёнок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в мир виртуальных игр, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, где присутствуют резкость и жёсткость.

Как же ему самому поступать? Спросить не у кого. Родители часто перекладывают воспитание детей на школу, но она – лишь внешний воспитатель. Духовно и нравственно дитя воспитывается в семье. Пословица гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому!»

Вот пример: один мальчик, постоянно притесняемый в семье старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается. Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются».

М. ЧУЛКОВА, заместитель директора СОШ № 4 по ВР

Жизнь подростков – постоянная гонка

«Сегодняшние дети совсем не те, которых описывали классики мировой педагогики – Ушинский, Песталоцци, Коменский, Пирогов. Стали не хуже и не лучше своих сверстников двадцатилетней давности, просто стали другими. Они – продукт общества возросших нанотехнологий, «совершенной» системы образования и вседоступности информации на любую тему. Чтобы идти в ногу со временем, нашим детям приходится быть более самостоятельными, быстрее ориентироваться в ситуациях, действовать обдуманно и решительно, постоянно развиваться, совершенствовать свой кругозор и ни в чём не отставать. Жизнь современных подростков – это постоянная гонка. За лучшее образование, материальное обеспечение, за то, чтобы быть в центре событий. И за всем этим движением у современного ребёнка не остаётся простого человеческого общения. Постоянное требование общества соответствовать данному времени и невозможность за всем успеть порождает тревожность, нервозность, пассивность и агрессию. На вопрос: «Что происходит с современными детьми?», отвечу: «Борьба». Борьба за существование, за место в социуме, борьба за значимость собственного «Я». Сегодняшние подростки не признают слова «Мы», везде и всегда присутствует только «Я». А ведь и правда, понятие «личность», «индивидуальность» превалирует в воспитательном аспекте ребёнка. И теперь современные дети прикрывают свои недостатки, отрицательные стороны и аморальные поступки. «Я – индивидуум. Принимайте меня таким, какой я есть». Ребята настолько свободны в своей воле, что малейшее давление приводит к регрессивным последствиям: жестокости, сопротивлению и депрессивным состояниям.

Причина таится в самом обществе, которое в последнее время находится в стрессе – необходимости хорошо зарабатывать, страхе потерять работу, тревоге за своё завтра. Ключевое слово – страх: родители испытывают его постоянно и передают детям, воплощают в агрессию, а те, в свою очередь, считают, что их недолюбливают. И ребёнку ничего не остаётся, как показать себя, заявить чем-то, что «нельзя». А если ещё и с «пушкой» в школу прийти, да ещё по телевизору покажут, вот будет круто», – думает подросток. И всё как будто понарошку, как в компьютерной игре: приду – постреляю, заработаю очки, одержу маленькую, но победу над враждебным мне обществом.

Агрессия – это эмоция, которая есть у каждого человека, а вот знания, как с ней работать, выразить, хватает не у всех. Дети в первую очередь подражают родителям. То, как происходит общение взрослых между собой и с ребёнком в семье – является примером. Подросток думает: «Значит, так правильно, так надо, и, главное, так можно!». Вторым, неотъемлемым фактором, провоцирующим проявления жестокости, является соревнование среди подростков за авторитет и способность к самореализации личности. В современном мире это чаще носит не конструктивный, а разрушающий характер. И подкрепляется доступностью информационного поля о насилии – интернет им пестрит, телевидение – тоже. Массовые драки снимаются на видео, распространяются среди школьников. Это как импульс, цепная реакция, которую сложно остановить. Многие дети далеки от морально-этических норм и правил поведения, они несдержанны, интолерантны, равнодушны. Жестокий ребёнок, испытывает внутреннюю дисгармонию, самостоятельно не умеет справиться с психологически подавленным состоянием, вызванным разными причинами. Поэтому старается «поделиться», «отдать его» вовне, как бы избавиться, тем самым причиняя вред окружающим. При этом выбирает более слабого, ведь от сильного может получить ещё больший негатив «в себя», и не высвободиться от своей агрессии, а, наоборот, пополнить её запасы. Отсутствие любви и заботы, неконструктивная критика, чрезмерное давление и контроль, постоянные стрессы порождают у современных подростков озлобленное отношение к окружающему миру.

Нынешние дети в большинстве своём крайне жестоки и агрессивны. Пожалуй, в этом можно обвинить кого и что угодно: и телевидение, пропагандирующее насилие, и школьные, дошкольные учреждения, где жестокость поощряется, оставаясь безнаказанной. Однако самые глубокие корни этого явления всё же традиционно наблюдают в семье. Ведь не секрет, что большинство современных родителей с раздражением отмахивается от «назойливых» приставаний ребёнка. Его таким воспитали, он не знает другого способа взаимодействия с миром. Подростки поддаются влиянию не только дома, но и за его пределами. Окружение играет немаловажную роль. Человек – существо социальное. И то, в каком обществе он растёт и определяет, каким станет. Всё, что видят и слышат современные дети, воспринимается слишком близко к сердцу, т. к. чувства обострены, а эмоциональный фон нестабильный. Поэтому картину мира формируют тематические сайты, блоги, видеоролики, фильмы, музыка. Доказано, что она оказывает косвенное влияние на людей в любом возрасте. Однако больше всего на уязвимую психику, настроение и работоспособность подростков – громкостью, темпом и сочетанием звуков. Быстрые мелодии делают слушателей более энергичными, смелыми, весёлыми, а медленные — спокойными и сосредоточенными.

Неокрепшая нервная система детей не всегда способна справиться с нагрузками, с которыми ей приходится сталкиваться. Из-за этого риск появления агрессии, бессонницы, быстрой утомляемости и депрессии крайне высок. Однако с ними можно справиться, если обратиться к специалисту. Следить за психическим здоровьем ребёнка – забота любящего родителя. И только в случае должного контроля появляются условия для того, чтобы вырастить полноценного члена общества.

Вовремя заметить тревожные симптомы очень важно, поскольку участились случаи суицидов среди молодёжи. Необходимо рассматривать те факторы, которые не свойственны подростку в обычных, привычных ситуациях. Он, например, начинает замыкаться в себе, избегает всяческих контактов с друзьями, обвиняет других в своих проблемах. Или, наоборот, проявляет чрезмерную активность, в поведении присутствуют нервозность, заносчивость, частые смены настроения, повышенная конфликтность, нарушаются сон и аппетит. Возможны головные боли. Ребёнок испытывает постоянную усталость, состояние тревоги, различные фобии, страх или, наоборот, его отсутствие. Характерны депрессия, чувство беспокойства, неадекватная самооценка, повышенная возбудимость, нестабильность эмоциональных реакций – наигранный смех или плаксивость. Появляются деструктивные, саморазрушающие мысли. Растёт зависимость от наркотических препаратов, алкоголя.

Создание благоприятных условий для развития личности, обстановки успеха, отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника», поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха, вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, а главное – доказательство значимости ребёнка для семьи, окружение его заботой, вниманием, проявление любви и терпения – вот залог развития психологически здорового поколения».

Я. Белоусова, педагог-психолог стационарного отделения – социальный приют для детей и подростков ОКУ «Льговский центр соцпомощи»

Кстати: С каждым годом в школах становится все больше случаев стрельбы.

Это стало новой субкультурой, приверженцы которой называют себя колумбайнерами – по названию учебного заведения «Колумбайн» в штате Колорадо. 20 апреля 1999 года двое учеников старших классов Дилан Клиболд и Эрик Харрис пришли на занятия с автоматами и начали стрелять по учителям и детям. Убили 13 человек, 24 ранили.

После расправы оба нападавших покончили собой. Выяснилось, что в течение нескольких лет Клиболд и Харрис вели дневники и блоги, где писали о своей ненависти к обществу и публиковали списки тех, кого хотят убить. Подростки снимали видео о том, как они обращаются с оружием и вкладывали рецепты самодельных бомб и коктейлей Молотова. В день трагедии (20 апреля 1999 г.) Клиболд и Харрис разместили эти бомбы в школьной столовой. К счастью, они не сработали…

А. ФИЩЕНКО
Л. ЖИРОМСКАЯ
М. ЧУЛКОВА
Я. БЕЛОУСОВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

55