Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

22.03.2018 10:21 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 22.03.2018 г.

Виртуозно жить не запретишь

Автор: Юрий СЕЛИВАНОВ

Некоторые утверждают, что ширину души русской мерили раньше мехами гармони. Потому-то и тянули повсеместно мужики руки в разные стороны, перебирая по клавишам двухрядки. Пальцы умело давили на людские печали и радости. Красиво отдавали замуж молодых девиц и дарили именинникам незабываемые юбилеи. Хороши гармошки были и в бою. В годы войны государство направляло их десятками тысяч на фронт, для поднятия боевого духа солдат. Этот эпохальный музыкальный инструмент стал культовым у славянского народа и очень органично вписался в лапы русского медведя, шагающего по нашим улицам согласно западному представлению.

Воспоминания

«Четырёхлетним ребёнком я бежал за отцовским ЗиЛом, глотая поднятую им дорожную пыль. Изо всех сил перебирая сандалями, пытался перекричать грозный рокот машины: «Папка, папка, возьми с собой!». Отец выскочил из кабины, подхватил на руки, а я: «Буду, как ты, шофёром». Батя показал свои избитые водительской долей ладони и сказал: «За руль, сынок, ты всегда сесть успеешь», – вспоминает Владимир Григорьевич Новиков родительское наставление.

Вешать на плечи гармонь запрета не было, и стал маленький Володя испытывать терпение родственников всеми вечерами. Недолго. Слух мальчика оказался столь тонким, что без учителей и малейшего знания нотной грамоты полились из-под детской руки узнаваемые мелодии. Однажды шли по улице женщины. Смотрят, гармошка на брёвнышках «Барыню» исполняет. Гармониста не видно. Ноги Вова поджал, а голова с инструментом только-только поравнялась. Зато к десяти годам клавиш уже стало не хватать. Наблюдая за усердием ребёнка, родители решили дать ему продолжение. После трёх месяцев подработки отец собрал нужную сумму и принёс домой баян. Увлечённого, с обновкой мальчика повели поступать в Льговскую музыкальную школу. Конкурс тогда, как в МГИМО, был – семь человек на место. На прослушивании хорошо спел, простучал ритм. Приняли, но соседи почему-то решили, что руководство подкупили. На самом деле коррумпирован был сам Володя, которому мать пообещала килограмм дефицитных конфет, если пройдёт отбор. Перед сладким парень не устоял.

Учиться, учиться и ещё раз репетировать

Учился пять лет у Натальи Георгиевны Дубининой. К первой победе на конкурсе подвела она. Подарили тогда шахматы. «Пришлось и в них играть», – хлопнув по коленке, с улыбкой сказал Владимир Григорьевич.

Сценический дебют прошёл в клубе арматурного завода. Выступил в роли аккомпаниатора своего одноклассника. Зал был забит людьми полностью. Впервые оказавшись на такой сцене, 13-летний подросток смог совладать с волнением и не подвёл ни себя, ни товарища. Впоследствии много ещё было конкурсов, мероприятий, на которых звучал Володин баян. Такая самоотдача не могла не подкосить школьную успеваемость. Творческой натуре всё никак не удавалось уловить ход чисел в математических уравнениях. Однако прозорливая учительница часто относилась к этому с пониманием. «Сдавал я в восьмом классе экзамен по точной науке, – продолжил вспоминать В. Г. Новиков, – сижу, жду, обещали шпаргалку кинуть. Нету и нету. В последние минуты прилетает спасительница. Ну, думаю, будь что будет и, бесцеремонно разложив её на парте, стал сдирать. Подошла преподавательница и, похлопав меня по плечу, сказала: «Не спеши, Вова, не спеши». Спустя годы встретил её и поблагодарил за тот мудрый поступок».

После школы долго выбирать профессию не пришлось. Жребий пал на Курское музыкальное училище. Уложив в чемодан всё самое необходимое, т. е. баян, Владимир поехал поступать. В собственных силах юный музыкант не сомневался, однако убеждённый в том, что идти нужно за сильным педагогом, боялся не попасть именно к такому. Славился своим мастерством тогда Вячеслав Тимофеевич Спиряев. В группу к себе набирал самых толковых. Оценив возможности льговчанина, сказал: «Этого ко мне». Учёба давалась непросто. Растить своё мастерство приходилось по 5-6 часов в день. Вдохновляла музыка кумиров – Виктора Гридина, Анатолия Шалаева и др. После года обучения потребовалась профессиональная модель на смену прежнему инструменту. В Тулу В. Г. Новиков поехал вместе с наставником. Знавший толк в баяне, В. Т. Спиряев затаскал парня по частным мастерским, которые делали резко отличавшиеся от фабричных экземпляры. Перебрав дюжину вариантов, нашли хороший, концертный. На обратном пути поезд «Москва – Курск» ехал с музыкой. Уплачено за обновку было, как за мотоцикл с коляской и полным баком бензина в придачу. Нередко она подвергалась опасности. «Как-то раз в областном центре на Красной площади подошли двое здоровых и небритых, – с серьёзным лицом сказал Владимир Григорьевич, – а у меня чемодан с баяном в ногах стоит, и благо, что по разным карманам, деньги. Само собой грабить начали. Вывернул один, говорю: «Больше нету, мужики». Они забрали часть средств и ушли. Ну, думаю, слава Богу, на инструмент глаз не положили». На этом баяне герой публикации поставил немало рекордов. После окончания училища заходил в него, спрашивал, повторил ли кто его любимую «Кампанеллу» Н. Паганини или «Мартовский хоровод» Г. Динику.

Дорогу – музыке

В направлении на работу Владимиру Григорьевичу написали – Лукашёвская музыкальная школа. Только что открытое учреждение нуждалось в кадрах, и льговчанину предстояло занять место директора. На это В. Г. Новиков не пошёл. Уехал в Солнцево преподавать музыку. Через год – армия. Судьба закинула в Одессу. На первом же построении прозвучала команда: «Музыканты, выйти из строя!». Далеко не в первый раз Владимир сделал шаг навстречу творчеству. Из новобранцев получился достойный вокально-инструментальный ансамбль. Следующим приказом стало создание духового оркестра. Спорить с командованием не стали. Впервые взяв в руки альт, трубу, через десять дней ребята исполняли «Прощание славянки». В отпуск солдаты обычно уходили через полтора года службы. Рядового Новикова отпустили спустя шесть месяцев. Умение всё делать хорошо вновь протоптало широкую дорогу перед ногами Владимира Григорьевича.

Демобилизовавшись, он вошёл в учебный класс Льговской музыкальной школы, но уже в качестве педагога. Директор Иван Фёдорович Халявкин стал теперь работодателем. Десять лет прошло в поисках талантов, музыкальном воспитании ребят. А вот в трудовом коллективе не всё сложилось гладко. Следующим местом работы стал Дом пионеров. В должностях руководителя вокального кружка, аккомпаниатора танцевальных коллективов музицировал ещё 16 лет. Хорошо помнит своего руководителя Людмилу Ивановну Горячеву. Чувством юмора, со слов В. Г. Новикова, женщина обладала уникальным. Дети, которых учил Владимир Григорьевич, показывали достойные результаты, из области возвращались с первыми местами. Вспомнил Михаила Карпинского, не расстававшегося с музыкой в школе, потом и в вузе, Александра Селихова, вокалистов Анну и Дениса Соваковых.

С хорошими страстями не борются

Указку пришлось положить с наступлением в стране неспокойного времени. В 90-е многие ушли в торговлю. Не от хорошей жизни и не в лучшую. Однажды нужда заставила повесить объявление о продаже тульского баяна. Уже ехал покупатель, но в последний момент Владимир дал отбой. Продать друга, который предоставил всё, не смог.

Развитый талант действительно отблагодарил щедро. Впервые на свадьбе парень ударил по клавиатуре ещё в 16 лет. Довольная, разгорячённая публика натолкала в карман 70 рублей. Советский человек не даст соврать, что это была, к примеру, месячная заработная плата медсестры. С тех пор создавать ячейки общества без виртуозного музыканта местные отказывались. Заказов было на месяцы вперёд. Достатку могли позавидовать начальники. Однако на таких мероприятиях опыт нужен особый. Если не знаешь, как исполнить «Мурку», – думай быстрей, пока гость не осерчал. Впрочем, школа свободной игры стала не лишней. Молниеносно расставить в голове ноты, подхватить затянутую, незнакомую песню может далеко не каждый. Отточенное мастерство помогало на сцене. Хороший аккомпаниатор чутко слышит разные голоса солистов и гармонично их дополняет. Украсить праздник Владимира Григорьевича зовут по сей день, но он отказывает. Говорит, время другое, репертуар нужно освежать. Пусть эстафету принимают молодые.

Страсть к технике В. Г. Новиков не смог заглушить ни одним музыкальным произведением. Новенькие «Жигули» третьей модели купил, когда ему было 29. Тёмно-синие, как и мечтал. Трудно себе представить, но деньги на машину выпирали из-под скатерти уже в 25-летнем возрасте. Длинная очередь покупателей долго не позволяла сесть за руль честно заработанной. Но вторым другом всё же обзавёлся. В канун 9-го мая нашёл в почтовом ящике повестку, пригласившую прокатиться на своей красотке в праздничной колонне. Техника 82-го года выпуска до сих пор колесит по дорогам. «Троечку» всегда чинил своими руками. Не подвела ни разу. Представить, что на ней ездит другой человек, не может.

Сейчас баян Владимир Григорьевич кладёт на грудь для души. Иногда приезжает товарищ, тоже знатный исполнитель, директор Черемисиновской школы искусств В. Корзунов. Вместе наигрывают любимые мотивы, поют песни. Стоит ли объяснять, что льговский музыкант – долгожданный гость в любой компании? В адрес его мастерства мужики по-прежнему говорят: «Нам так не играть, пошли лучше водку пить».

Кстати: В начале прошлого века известный исполнитель Я. Ф. Орланский-Титаренко дал новое имя хроматической гармонике, изобретённой за 20 лет до того тульским музыкантом Николаем Белобородовым. Он назвал гармонику баяном. Откуда взялось это слово? Само по себе оно монгольского происхождения и означает в переводе «богатый», «одарённый». Впервые имя Баян (или Боян) встречается в замечательном памятнике древнерусской литературы XII века «Слово о полку Игореве». Звали так певца-дружинника, снискавшего большую славу своим искусством. Песней Баян мог воодушевить войско, идущее в поход. Впоследствии слово «баян» стало употребляться для обозначения поэта-певца. Ну а дальше-больше: тут и баять, и краснобай, и даже нынешний "баянчЕг", тоже производная старинного тюркского слова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

78