Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

07.04.2016 16:04 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 07.04.2016 г.

СТРАНный салат-5

Автор: Юрий СЕЛИВАНОВ

Когда мы желаем доброй ночи своим близким, этот город встречает первые лучи солнца, и следом звучат совсем другие слова – «О-хаё: годзаимас», что означает «Доброе утро». Страна восходящего солнца. Для европейца, пожалуй, самая экзотическая. И сегодня мы попробуем ненадолго окунуться в мир цветущей сакуры, чайных церемоний и необычной культуры. Мы в Японии, в самом ее центре – Токио.
Чисто случайно редакция «ЛН» обратилась за помощью к человеку, с которым в Японии, как дома. Нашу новую знакомую зовут Наталья, она – частный гид-переводчик. Очень приятная особа. С удовольствием согласилась сделать снимок для газеты. Токио мы знаем примерно, как самурай – Банищи, поэтому объект для фотографирования оставили на ее усмотрение, и Наталья своим выбором не разочаровала.
Сегодня в этой столице трудно увидеть ту культуру, о которой нам рассказывали школьные учебники или кино. В 21 веке Токио – мощный индустриальный город с уже почти европейской молодежью в джинсах и мини-юбках с рассованными по карманам гаджетами. Если вы приехали посмотреть на полупрозрачные стены в помещениях, изогнутые крыши домов, женщин в кимоно и т. д., то все пропало… Шутка. Знаете, что бережнее всего хранит историю народа, его культуру и обычаи? Правильно – религия. Здесь ее документальной основой являются две священные книги с мифами, легендами и исторической хроникой. Чаще всего можно услышать название одной из них – «Кодзики».
Фото к статье сделано на территории синтоистского храма, созданного в честь императора Мэйдзи Дзингу и его супруги Сёкэн. Если всерьез принять выражение «государство в государстве», то оно очень подошло бы этому святилищу, которого в окружении вековых деревьев парка Йойоги словно не касается будничная токийская жизнь и все ее небоскребы. Хотя расположен парк в центре города. Для наглядности мы нашли второе фото в интернете. Дорога к храму начинается с огромных п-образных ворот – Тории. Это основная символика в синтоизме, имеющая целую легенду своего происхождения. Чтобы заинтриговать, скажу, что буквально Тории означает «птичий насест». Весь путь к святилищу вы будете наслаждаться умиротворяющей лесной тишиной, шелестом листьев, хрустом щебня под ногами, которым устлана дорожка, и все время отгонять надоедливых мошек. Местные жители говорят, что рано утром, когда солнце пробивается сквозь кроны, можно увидеть тамошних духов. Хотя, скорее всего, встретите туристов, которые с открытыми ртами рассматривают иероглифы на стене, выполненной из бочек с саке, а это значит, что вы – на верном пути. Еще немного медитационной прогулки – и очередные Тории, бой барабана и хлопки в ладоши возвестят о том, что вы на месте. Религия синто требует особой чистоты, и визит в храм начинается с ритуального омовения рук и лица в специальном источнике. Суть процедуры – не в банальной гигиене, а в духовном очищении от суетных мыслей, но не прийти поросенком приветствуется.
Среди религиозной атрибутики можно встретить статуи Будды. Это нормально. Оба течения нашли в Японии общий дом еще в 7-8 веках. Тогда властям ничего не оставалось, как допустить государственный синтоизм с доброй частью буддизма. Все лучше, чем межрелигиозный конфликт. Впрочем, выстроить один храм было нетрудно, ибо эти веры находили много общего. Но нам, далеким, лучше не вдаваться в подробности, чтобы не встал вопрос: продолжить дальше и окончательно опалить свой ум тонкостями философии или оставить этот народ по-прежнему загадочным. Можно просто полюбоваться архитектурой, понаблюдать за молитвой местных и, если будет желание, последнее собезьянничать. Тем более, что формальности несложные. Но подойти к алтарю, где верующий кланяется, хлопает в ладоши и, поднеся их к лицу, совершает молитву в свободной форме, нужно духовно подготовленным. Считается, что хлопки привлекают внимание духов. Молятся в синто многочисленным божествам и душам умерших. Их называют ками. Эта религия не поддерживает теорию о Создателе, но столетиями несла добрые плоды во все семьи. Если постесняетесь совершить ритуал, можно написать на специальной дощечке для желаний самое сокровенное и повесить на отведенную для этого стену или же вытащить из ящика готовое предсказание. Правда, и то, и другое – за умеренную плату.
По статистике, в храмах 85 % браков заключается по синтоистской церемонии. Это одна из немногих возможностей увидеть ту самую Японию, где женщина в кимоно и с монументальной прической, а мужчина не в шортах и похож на древнего воина. И – о чудо! Именно к нам в кадр попали местные молодожены. Может быть, здесь это нередко происходит… Нет, все же пусть лучше будет так – «о чудо, именно к нам в кадр попали…». Дама, над которой держат зонт, – невеста. Жениха не видно. По традиции он перед обрядом должен войти в свадебный зал после суженой. Величина дистанции не уточнена. Возможно, скоро подъедет. На самом деле все это имеет символический характер, и будущий муж, если и отстал, то на полноги, слившись в темном облачении с толпой. Наряд невесты сливаться ни с кем не собирается. Он своей символизирующей начало белизной празднично выделяется. В этих традиционных одеждах каждая складка что-нибудь да значит, но мы коротко скажем о главном. Одно поверье ну никак нельзя обойти стороной. Считается, что у всех женщин имеются рожки ревности. Фигуральные, разумеется. Поэтому в день бракосочетания девушка в знак повиновения прикрывает их цуно какуси – шляпкой. И чем ревнивее особа, тем выше головной убор. Впрочем, это уже личные выводы. Более актуальным такое было, когда в Японии практиковалось многоженство. Складывается впечатление, что невесту начали собирать за неделю. Просто надеть кимоно – процесс, требующий группы помощниц, а ведь историей заведено заткнуть за пояс даме специальный веер, который, постепенно раскрываясь, символизирет счастье. Не жена, а прямо механизм. С виду все нежно и красиво, но некоторые поговаривают, что в число свадебных аксессуаров входит небольшой меч в ножнах и, готов утверждать, не к столу приготовленный. Ну, не знаю… Если и были смельчаки, отважившиеся сказать «нет» в ответственный момент, то, скорее всего, все они уже «были». А занимательная статистика говорит не только о малом проценте разведенных пар (1,3 %), но и намекает на остроту клинка и его постоянное наличие у жены на протяжении всей счастливой и уютной семейной жизни.
Таинство бракосочетания происходит под аккомпанемент старинной японской арфы. Говорят, что увидеть свадьбу в этом храме, – большая удача. И вот, совершив все обряды и отпив теплой рисовой водки, из зала первым выходит муж. Супруга, уступая, с этого момента признает его семейное старшинство. Белое кимоно сменяется ярким. Молодые едут праздновать. Кавалькады, подобные нашим, там не создаются. Машины, возможно, и высокого класса, но совсем не украшены. Вообще добраться гостем на автобусе – для них нормально. А вот разувать невесту и отплясывать в диком экстазе – нет. На японских свадьбах танцевать не принято в принципе. Скучать – тоже, поэтому на плечи тамады возложена крайне тяжелая ноша. Арсенала его конкурсов хватило бы на гастролирующий цирк. Праздничный стол богат и национален. Перехватить салатиком по-русски, между развлечениями, не получится. Прием пищи – отдельный ритуал. Может быть, и сложно, зато всегда прилично и интеллигентно.
Обратите внимание на небольшие свитки в руках у молодых. Это поименный список гостей с указанием степени родства и возраста. У жениха – со стороны невесты и наоборот. Ими заранее обмениваются и изучают. Ну согласитесь, приятно, если вы пришли троюродным племянником, а вас назвали по имени?
Официальная же, государственная, регистрация подобна рядовой, житейской канцелярской процедуре и совершается чаще уже после возвращения из свадебного путешествия. Все правильно. Семья – святое, но не расчет и формальность.
Наталье огромное спасибо, а вам, дорогие льговчанки, – легкой и миниатюрной шляпки цуно какуси!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

109