Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

08.10.2015 09:48 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 80 от 08.10.2015 г.

Там, где ковался ядерный щит

Автор: Надежда ШИШКОВА

И Афон, и Иерусалим, и Киев
В России существует множество святых мест, появившихся или устроившихся чудесным образом. Одним из таковых является Серафимо-Дивеевский женский монастырь, который посетили во время межрегионального пресс-тура «Ядерный щит России», посвященного 70-летию атомной отрасли, журналисты Курской и Орловской областей.
Монастырь был основан преподобной Александрой (в миру Агафьей Мельгуновой) в середине 18 века по указанию Царицы Небесной. Своим четвертым уделом на Земле после Иверии (Грузии), Афона и Киева она назвала Дивеево. Это село, расположенное на юге Нижегородской области, почти на границе с Мордовией.
Незадолго до своего ухода матушка Александра попросила саровских старцев назначить кого-либо духовным отцом остающихся без попечения сестер ее общины. Им стал иеродиакон Саровского монастыря Серафим – уроженец соловьиного края Прохор Мошнин, будущий великий чудотворец и святой. Делами Дивеевской обители он начал управлять лишь через 30 лет, пройдя тяжелейший путь религиозного подвижничества.
Монастырь представляет собой красивый архитектурный ансамбль. Он включает храм Рождества Богородицы, где участники нашей делегации приложились к святым мощам дивеевских первоначальниц – преподобных Александры, Марфы и Елены, Троицкий, Казанский, Преображенский (на снимке) и Благовещенский соборы, несколько церквей.
Своеобразной доминантой комплекса, символом и главной достопримечательностью Сарова является колокольня. Она пятиярусная, ее высота с кровлей и крестом – около 80 м. В советское время использовалась как водонапорная башня и телеретранслятор. В звоне участвуют 11 колоколов. Самый большой весит 5 т. В Саровской пустыни соблюдалась интересная традиция: все звонари на колокольне были слепыми. С ними общался и писатель В. Г. Короленко во время визита в этот город. Впоследствии впечатления от встречи им были использованы в повести «Слепой музыкант».                                                                                                                      В комплекс также входят игуменский и трапезный корпуса, домик блаженной Параскевы Ивановны, предсказавшей падение самодержавия, и два кладбища 18-19 и 19-20 веков. На одном из них покоится Елена Мантурова – сестра благодетеля или, как сейчас говорят, спонсора Дивеевской обители Михаила Мантурова. Эта женщина ушла из жизни в 26 лет по особому послушанию, возложенному на нее Серафимом Саровским. Брат Елены находился при смерти, когда ее призвал преподобный и сказал: «Михаил Васильевич болен, и пришло время ему умирать. А он мне нужен для обители нашей, для сирот-то. Умри ты за брата, матушка!». В ответ женщина тихо проговорила: «Благословите, батюшка» и через несколько дней тихо отошла к Господу. 

Еще одна почитаемая могила принадлежит блаженной Паше Саровской, подвизавшейся в подвиге юродства и предсказавшей императору Николаю II рождение наследника и будущие страдания царской семьи. Женщина скончалась в возрасте 120 лет.
Наша делегация прошла по главной монастырской святыне – Канавке, где сосредоточен весь православный дух Дивеево. Там явственно ощущается живое, благодатное присутствие Богоматери и преподобного Серафима. Каждому, кто преодолеет путь, насыпают в пакетик сухариков. На память можно привезти земли с этого места и веточки, которые остаются после обрезки кустарника со склонов Канавки.
Интересна история ее появления. Следуя указаниям Божией Матери, батюшка Серафим велел сестрам не строить изгородей там, где выращивались овощи, а вырыть по периметру канавку в три аршина шириной и столько же – глубиной и насыпать в нее землю холмиком в виде ограждения. Работа двигалась очень медленно. Как-то ночью туда явился сам Серафим и начал копать. Его увидела дежурная сестра и позвала остальных. Они прибежали к преподобному за благословением, поклонились ему до земли. Поднявшись, увидели, что батюшка исчез, оставив лопату с мотыжкой. Женщины были поражены этим чудом. Серафим говорил: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку эту пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
На территории монастыря – несколько источников, часовен для водосвятия и купален. Последние открыты ежедневно с 5.00 до 22.00. Самый известный и почитаемый в народе источник – преподобного Серафима Саровского около п. Цыгановка. Ближайшие к монастырю – прп. Александры и Иверский. Самый древний – Казанский. Около него в 21 веке устроили еще два: в честь иконы «Умиление» и великомученика исцелителя Пантелеимона. В последнем мы с коллегой набрали святой воды и решили искупаться. Было страшно, но женщины, не в первый раз приезжающие в эти места, подсказали, как надо делать. Осенив себя крестным знамением и окунувшись в студеной влаге, убедились в справедливости утверждения о том, что после омовения (температура в купальне в любое время года составляет +5-8 градусов Цельсия) становится тепло и даже жарко, в движениях появляется легкость, а заболеть после этого невозможно. Кстати, вода из источников никогда не портится.

Пещеры
Участники тура совершили экскурсию по комплексу «Саровская пустынь».
В него входят пещеры – самые древние монастырские сооружения, задуманные, очевидно, по образцу Киево-Печерских. В 1692 г. их начал копать основатель Саровской пустыни Иоанн, когда отшельничал в этом месте. Последние годы жизни он много времени проводил там в уединении, в одной из келий стоял приготовленный для него гроб. В 1709 г. в подземельях монахи вырыли церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Ее максимальные размеры – 9 на 6 м, свод поддерживается четырьмя колоннами более метра в поперечнике каждая. В свое время храм был освящен, в нем проводились службы, но недолго, поскольку из-за сырости и плохой вентиляции портились утварь, иконостас.
На глубине 8-12 м царит могильный холод, поэтому для обогрева туристов используется тепловая пушка. Проведено и освещение. Однако, несмотря на эти блага цивилизации, к которым привыкли изнеженные комфортом современники, впечатление от пещер остается мрачное. В сокровенных жилищах первых насельников, ископанных их собственными руками, находишься с чувством благоговения и некоторого страха. Легкую панику вызывают и замкнутое пространство, и узкие, запутанные ходы, по отдельным участкам которых двигаться можно только согнувшись, боком и в кромешной тьме. Гнать приходилось и дурные мысли типа: «А вдруг обрушение или завал?». Кажется, нормальному человеку лишиться рассудка в таких условиях очень легко. И тем величественнее представляется духовный подвиг старцев, удалявшихся в пещеры на безмолвие, спасавшихся там, где темнота, глухота и немота могильная, ночные видения, уныние духа, невыносимая тоска и кошмары. Их преодолевала только сила непоколебимой веры.

В Саровском лесу
Драгоценной святыней в Саровской пустыни является все то, что связано с именем чудотворца, его земной жизнью. Паломники стремятся побывать на могиле прп. Серафима, которая находится в красивой светлой часовне. Над местом упокоения преподобного воздвигнут серый гранитный памятник, имеющий форму гробницы. В нижней ее части сделано круглое отверстие, через которое посетители берут мелкий песочек с верой в его целебную силу.
От этого места нас повели в соседнюю келью Серафима, над которой воздвигнут храм, носящий его имя. В ней пламеневший любовью к Богу подвижник по окончании пустынножительства провел 17 лет в совершенном затворе и молчании, непрестанной сердечной молитве и созерцании небесных тайн. В эту келью потом ежедневно стремились тысячами для духовной беседы с исполненным благодати прозорливцем и богатые вельможи, и бедные крестьяне, и ученые люди, и простецы. Возвращались они нравственно просветленными, успокоенными, утешенными, с врачеванием душевных ран и телесных недугов. Там же Серафим отошел в лучший небесный мир.
Затем мы отправились в Саровский лес. В нем некогда стояли две пустынные кельи: ближняя – в двух верстах от обители, дальняя – в пяти. Их оригиналы перенесены в Серафимо-Дивеевский монастырь.
На пути к первой расположены мелкие колодцы, на песчаном дне которых зимой и летом бьют родники свежей прозрачной воды. Туристам встречается бревенчатый домик с комнатой, сенцами и крылечком, построенный по тому же плану и размеру, что и подлинная келья.
В Дальней пустыньке Серафим провел в уединенной молитве, молчании, посте, чтении Священного Писания и святоотеческих творений почти 16 лет, подвергаясь ужасам от демонов и нападениям разбойников.
Кроме келейного правила, о. Серафим занимался телесными трудами. То огородничал, то собирал мох на болотах для удобрения земельного участка, то готовил дрова, то укреплял берег реки Саровки камнями. Пищей батюшки были овощи, хлеб, принесенный монахами из монастыря. А потом он ел только траву сныть, которая растет в тех краях.
Есть сказания, что к келье по ночам приходили разные звери, приползали змеи, и о. Серафим питал их от своего скудного стола. Существуют свидетельства о том, что пустынножителя посещали даже медведи. Он кормил четвероногих друзей сухариками из своих рук. На месте этой кельи стоит такой же крошечный тесный домик, как и в Ближней пустыньке. Там можно приобрести сувениры, религиозную литературу, иконки, сухарики.
Место, где обитал старец, находится в прекрасном лесу, там в изобилии растут громадные вековые сосны и липы, безмолвные свидетельницы великих молитвенных подвигов и трудов этого удивительного человека. В дремучих дебрях обстановка способствует благочестивым упражнениям. Вдали от мирского шума невольно исчезают суетные мысли, забываются житейские заботы, затихают мятежные страсти…
В советское время монастырь закрыли. Источник, келья батюшки и все памятные места, связанные с ним, были разрушены. Но верующие не дали зарасти тропинке к этому чудному месту. В 1991 г. нашим земляком, скульптором Вячеславом Клыковым там был поставлен памятник Серафиму Саровскому. В 2000 г. Российский федеральный центр-ВНИИЭФ построил часовню, в которой летом проводятся службы и читаются акафисты.
Серафим говаривал дивеевским сестрам: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами, придите ко мне на гробик и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мной говорите, я всегда для вас жив буду».
По сей день непрерывным потоком идут православные верующие к святому Серафиму и поверяют ему свои заботы и горести. И никто не уходит без помощи и облегчения души. Ведь там сама земля – Богом избранное место, которое находится под покровительством атомной отрасли, обеспечивающей ядерный щит России.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

138