Меню
16+

Городская газета «Льговские новости»

02.09.2014 11:22 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 67 от 02.09.2014 г.

Ценой дерзаний достигается прогресс... ( Лирически-иронические заметки)

Автор: Михаил АРОШЕНКО, главный редактор журнала «Горилка+»

Сила знаний – это то, что возвышает одного человека над другим. Истинное знание человека не в знакомстве с «истинами», а использование добытых истин для пользы жизни, для философских обобщений. «Не стремись все знать, чтобы не стать во всем невеждой», – предупреждал философ Демокрит. А древнегреческий мудрец Фалес поучал: «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». К примеру, здоровая старость – удел думающих людей, с тренированным, непрерывно работающим мозгом. Но справедлива и народная мудрость: о, если б молодость знала, а старость могла!.. На стыке тысячелетий сочинил шуточную песню учителей, которая начиналась так:
К вершинам знания, до самых до небес, –
А может в яму? – нас ведет ученый бес...
Он, словно мокрое бревно, имеет вес –
И отдает указ, как делать Буратино!..
Ценой дерзаний достигается прогресс,
Везде и личный, и наличный интерес,
Пусть на дрова уходят сад и дивный лес,
Зато опилки в голове и дисциплина!
«Знание – обоюдоострое оружие, которое обременяет и может ранить хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться», – говорил Монтень.
Ученые подсчитали, что образование ниже восьми классов сокращает жизнь на 850 дней! А высшее добавляет в среднем три-четыре года жизни. Главная проблема в том, что срок жизни знаний гораздо меньше срока жизни человека. В XIX веке в образовании все было в порядке. Человека один раз научили, и срок жизни знаний соответствовал активному сроку деятельности человека. На 40 лет активной жизнедеятельности хватало этих знаний. Сегодня срок их жизни – три-пять лет. В некоторых отраслях, самых современных, – год и менее. Значит, сколько раз надо переучиться? Не меньше десяти. А может быть, и больше…
Секрет успеха в бизнесе простой: всю жизнь не переставать учиться. Непрерывная учеба – минимальное требование для достижения успеха в любой области. Ибо наш ум во многом подобен мускулатуре. Он укрепляется по мере использования. Чем больше мы учимся, тем больше в состоянии изучить. Пожизненная учеба – это минимальное требование для успеха. Знающие люди советуют превратить даже автомобиль в «университет на колесах» – в пробках читать книги в Интернете, а на ходу слушать песни-лекции…
Как прожить два века? Век – живи! Век – учись! А если серьезно, то сеять разумное, доброе и вечное можно даже в заснеженную «подкорку» человечества. Учителям во все времена было несладко. В ХIX веке они напоминали французских почтовых лошадей, чувствующих только тот хлыст, который бьет по плечам кучера…
Шуточное признание учителей в день знаний:
Мы из каждого кретина
Можем сделать Буратино –
Жаль, что только много стружки
У истории-старушки!
Если хочешь чему-либо научиться, учи этому других! Так уж повелось, что всю жизнь учатся только знающие люди. Вспоминается поучительная легенда о знаменитом физике, лауреате Нобелевской премии Ричарде Феймане. В силу определенных причин этот человек потерял свою школу. В сложном душевном состоянии он бродил по бедному району и подыскивал себе новых учеников. Среди праздно шатающихся подростков набрал сотню оболтусов и предложил им приходить к нему каждый день, за что обещал платить по одному доллару. Они ходили к нему неделю, и каждый день он популярно рассказывал о различных физических явлениях. Через неделю выбрал из сотни 25 человек, попросив их посещать его еще неделю и предложив по четыре доллара за визит. Прошла еще неделя. Из 25 осталось 10. Теперь он платил им по 10 долларов. И дело здесь не в общей сумме этой своеобразной стипендии, которая всегда равнялась 100 долларам, а в том, что из этих десяти человек шесть стали впоследствии лауреатами Нобелевской премии. По сей день история научной школы не знает столь высокого коэффициента полезного действия. И когда у Феймана спрашивали: «Как вам удалось совершить такое?», он отвечал: «Я смотрел им в глаза». Ему совершенно неважно было, что они ничего не знают. Его интересовала та самая искра, сияние, которое отличает азартного человека от неазартного. Миром двигают те, кому интересно. У кого азарт.
Кстати, Америка – это страна 360 лауреатов Нобелевской премии. «Растленная» Европа породила 364 лауреата. А Великая Россия (в основном СССР) дала их миру… лишь 23. Поэтому русские ученые умом стремились на Запад, хотя сердцем оставались на Востоке. Впрочем, еще Чехов заметил, что национальной науки нет, как нет и национальной таблицы умножения…
Передача знаний и идей между людьми, которым интересно, – всегда взаимовыгодна и эффективна, несмотря на то, что кто-то учитель, а кто-то ученик. Не зря говорят, что глаза юношей пылают огнем, но очи старцев излучают свет. Знания не уменьшают страданий, зато увеличивают наслаждения. Как говорил Шота Руставели: «Для того и знанье людям, чтобы душу укреплять».

Комментарии (3)

  • LAV1964, 04.09.2014 11:03 #

    Отличная статья! Спасибо! Всколыхнулись воспоминания, я 20 лет преподавала в институте. и это счастливое время ежедневных открытий. Только воспломеняясь сам, ты можещь возжечь других! настоящий учитель всегда в поиске новых образов, новых знаний... постоянное желание разделить с другими радость познания. 

    • Сми Л. (ln-lgov_smi2), 05.09.2014 10:12 #

      Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Лев Николаевич Толстой

      Побольше бы таких учителей, как Вы. 

  • Boss, 15.09.2014 10:34 #

    Статейка эта бойкая, но сильно отдаёт хлестаковщиной. Откуда взята история с Фейнманом? В автобиграфической книге физика "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман" ничего такого нет! Похоже автор заметки высосал историю из пальца.  Пусть перечислит тех 6 нобелевских лауреатов, о которых пишет, --- иначе ему никакого доверия! Зря также он натужно благоговеет перед нобелевским лауреатством. В своё время нобеля не дали Менделееву, а дали Муассану (вы про заслуги последнего слыхали?). В нобелевском комитете тон задают русофобствующие американские евреи, поэтому состав лауреатов неудивителен. Читайте по этому поводу http://newsland.com/news/detail/id/1430030/  

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

457