16+

Городская газета «Льговские новости»

Главная / Статьи / Краеугольный гаджет
29.11.2018 10:51
  • 15

Категории:

Краеугольный гаджет

Эту проблему педагоги стали называть бичом. Не в смысле бродяги или кнута, разумеется, а бедствия. Угрозу жизни оно не создаёт, однако опасаться стоило бы. Удар был нанесён по самой уязвимой части общества – молодёжи, но щёку пришлось подставить как раз старшим, в первую очередь – озаботившимся судьбой юношей и девушек.

Ставшие доступными для населения примерно лет 20 назад сотовые телефоны были встречены как долгожданная необходимость и очень быстро «заняли» сначала деловые портфели, затем карманы неплохо обеспеченных граждан, а вскоре хорошо устроились даже в детских руках в качестве предмета роскоши и хвастовства. Дальше действовали чуть нахальнее: «хватались» за пояс каждого второго мужчины, без прозрачного намёка «висли» на дамских шеях, но довольные новыми возможностями граждане не заметили опасности. Через какое-то время электронные устройства, бросив притворяться исключительно трубками для переговоров, признались, что способны на большее, могут «поселиться» в самый центр головного мозга человека и оттуда ему приказывать, что мы обычно называем зависимостью. Освободиться от неё по силам меньшинству. По мнению специалистов, сделать это, например, подросткам без посторонней помощи практически невозможно, а именно на них сегодняшние многофункциональные сотовые отыгрываются в большей степени. Общество терпело до тех пор, пока на кон не поставили будущее, которое, как известно, за молодыми. О том, каким оно сложится, если по вине гаджетов образовательный процесс полностью выпадет из внимания учащихся, задумались педагоги и пока негромко заговорили о том, что мобильные в школе лучше вовсе запретить. На эту тему редакция предложила высказаться жителям г. Льгова.

В. Н. Булгакова:

«То, что сейчас почти у каждого ребёнка есть мобильный телефон, – объективная реальность. С этим нгичего не поделаешь. Педагоги имеют только право потребовать от школьников соблюдения определённых правил. Как учитель думаю, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что гаджетам на уроке не место, если они нужны для игр, прослушивания музыки, отправки сообщений, звонков и в качестве шпаргалок. Устройства у своих учеников я не забираю. Конечно, есть ребята, которые злоупотребляют и моим доверием, и тем, что у них есть «нелегальный» помощник. Благодаря этому любой вопрос, содержащийся в тесте, контрольной работе, «гуглится», и через несколько минут поиска появляется исчерпывающий ответ. Оценить работу и уровень знаний в такой ситуации сложно, честно говоря, это мешает работе педагога.

Неочевидный плюс наличия у детей гаджетов тоже есть. Если класс достаточно продвинутый и предпочитает проводить свободное время с девайсами – планшетами, смартфонами, портативными колонками – значительно снижается вероятность того, что преподавателю придётся разбираться с последствиями активного отдыха детей – разбитыми окнами, сломанными дверями, перевёрнутыми цветочными горшками или, того хуже, травмами, полученными в ходе чрезмерно подвижных перемен. Но дело даже не в этом. К сожалению, всё отчётливее тот факт, что ребята перестали вербально, непосредственно общаться друг с другом. Они предпочли эсэмэски дружеским разговорам по душам. Трудно приходится современным школьникам на тех уроках, где не принято выражать мысли односложно. Речь подростков бедна, умение высказываться аргументированно и содержательно присуще единицам. Причина, на мой взгляд, кроется всё в тех же гаджетах, которые заменили книги. Говорить можно много и долго, но одно знаю точно – запретами ничего не решить. Доля ответственности за неконтролируемое использование телефонов на уроке в равной степени ложится на всех – учителей, родителей и детей. Отец и мать, например, должны привить культуру применения гаджета, чтобы ребёнок знал, когда неуместен даже намёк на его наличие. Нельзя перебивать, мешать педагогу и одноклассникам. Добиться понимания этого – задача воспитания. Учитель же, если его уроки содержательны и продуманы так, что каждый учащийся включён в работу, не испытывает потребности в каких-то радикальных мерах. Дети заняты, увлечены. Им не до «карманного друга», на 40 минут они забывают о его существовании. Поэтому однозначного ответа на вопрос о том, запретить ли телефоны в школе, дать не могу. Но мешать они не должны, а помощь интернета в наше перенасыщенное информацией время иногда бывает крайне необходимой. Нужна золотая середина – договор между всеми участниками образовательного процесса, основанный на взаимном уважении прав».

В. В. Бакулина:

«Я считаю, что запрещать ученикам приносить на занятия телефоны нельзя. Возьмём детей младших классов. Разумеется, родители за них переживают. Не единственная, но самая доступная возможность убедиться в том, что с чадом всё в порядке, – звонок на его мобильный. Непредвиденная ситуация – такая штука, когда гарантию безопасности школа вряд ли сможет дать. Уже тут следует поставить точку в споре, так как здоровье человека дороже проводимого без единой шероховатости учебного часа. Если телефон спасёт за год хотя бы одну жизнь, стоит просто подумать о том, как не делать наличие гаджета в рюкзаке проблемой.

Что касается школьников старших классов, то, во-первых, некоторые используют девайсы с пользой для обучения. Открывают на их экранах учебники, пособия, отыскивают нужную информацию. Да, это пока, скорее, исключение, но и пример для подражания. Во-вторых, речь идёт уже не совсем о детях. Не министры, но понятие важности звонка начинает для них существовать. Если старшие в это не верят, то их призывы становиться ответственными людьми – не более чем блеф. Выше учебного процесса телефонный разговор ставить, конечно, нельзя, но необходимость в срочном диалоге вполне возможна. Так что, считаю, ни один человек не может обойтись без телефона и в школе в том числе».

Е. В. Реброва:

«Когда я училась в школе, никто и не знал, что такое мобильный телефон, разумеется, у меня его не было. Теперь, прежде чем рассуждать о том, запретить его или нет, стоит поставить себя на место детей. Например, я уже не могу без этой вещи, значащей в моей жизни слишком много.

Сегодня ребята в возрасте шести лет смело несут сотовые на уроки. Мне как педагогу волей-неволей приходится размышлять о необходимости данных устройств в классе. Стараюсь быть объективной, нахожу плюсы, которых, правда, не так много, к тому же минусы стремительно вытесняют их. Для детей младшего возраста мобильный – просто игрушка, с которой не хочется расставаться, и, соответственно, внимания – больше кнопкам, чем объяснению учителя. Для старшеклассников телефоны стали «жизненной необходимостью». Но там другая ситуация – общение. Социальные сети всецело поглотили ребят. Если глаза ученика устремлены на мобильный, то его фактически уже нет – ни на уроке, ни в школе. Он погружён в виртуальный цифровой мир, умеющий предложить хорошую, весёлую компанию, в любой момент – горы развлечений. Безусловно, трудно соперничать с целым «Лас-Вегасом» в одном устройстве.

Каждый учебный час в школе – строительство важнейшего для ребёнка объекта под названием будущее, с высоты которого всё в жизни станет видно и доступно. Этот процесс системный, единый, общенаправленный, поэтому где-то недоложенный научный кирпичик обязательно спровоцирует болезненную трещину, и никаким гаджетом кренящуюся стену уже не подопрёшь. С уверенностью простого учителя могу сказать следующее: урок – не место для пустых развлечений с помощью мобильных телефонов».

Л. А. Сорокина:

«Расскажу об одном эксперименте. Учительница СОШ № 2 поступила следующим образом: завела в классе специальный ящик, в который перед началом занятий ребята складывают свои мобильные. Только после такой изоляции ребят от гаджетов либо наоборот, как будет угодно, начинается учебный процесс.

Но отбирать у родителей право знать, что с их детьми всё в порядке, бессердечно. В том, что они пользуются сотовыми телефонами, не вижу ничего плохого. Иначе можно отказаться от многих благ только потому, что они при определённых обстоятельствах не уместны или даже являются помехой.

Но и о работе педагога забывать не стоит. Электронные «друзья» могут выставить между ним и аудиторией такой шлагбаум, что пробиться друг к другу будет сложнее, чем вложить потом в детские головы знания. Если оставить всё как есть, позволить ребятам доставать мобильные на уроках, не только школьники, но и общественное мнение выразят своё полное безразличие и неуважение к образованию.

Вместе с тем, считаю, этот вопрос напрасно драматизируют. Возвращаясь к своей первой мысли, хочу сделать вывод от том, что не так страшна проблема, как нерешительность при её урегулировании. Слишком много разговоров, споров и разбирательств, когда достаточно сбить четыре доски».

А. Ю. Пральников:

«Мои дети засыпают и просыпаются с телефонами. Младший играет, старший просиживает в социальных сетях. Никуда теперь от этого не деться. Надо смириться и ждать, пока общество переболеет.

Возможно, я – слишком спокойный отец, но могу отпустить своих школьников на урок без сотовых. В этом плане у нас доверительные отношения. Стараюсь излишне не контролировать. Частые звонки, знаете ли, как раз и могут спровоцировать неприятные инциденты. Запретный плод сладок. Вырваться из «душащих» заботой рук родителей при очень большом желании несложно, а оно в подобных условиях обязательно возникнет. Особенности характера, переходный возраст, обстановка в коллективе, «слабо-неслабо» – и вся «инспекция» взрослых рассыплется на короткие гудки.

Моим детям предоставлена некоторая свобода действий. Это вовсе не значит, что можно броситься во все тяжкие. Тому дню, когда ребёнок нос к носу столкнётся с самостоятельностью, должны предшествовать многие часы воспитательных бесед и нравоучений, но пробовать жить он должен сам. Иначе рискует так ничему и не научиться, до зрелых лет ожидая звонка от мамы.

Это я к чему? Если школа запретит приносить гаджеты, я поддержу, обосную вышесказанными словами. Тем более, что проблема действительно существует и уже выносится на обсуждение».

А. М. Сотников:

«На мой взгляд, объявленная борьба с гаджетами в руках у школьников не имеет смысла. Ученик, мало заинтересованный в том, чтобы слушать учителя и впитывать в себя новые знания, всегда найдёт, чем себя развлечь – предыдущие поколения толкались локтями за партой, рисовали в тетрадках, разговаривали, плевались бумажками друг в друга или просто исступлённо смотрели на часы в ожидании звонка. Нынешнее – на экран телефона. И оба, если можно так сказать, «подхода» одинаково плохо влияют на успеваемость. Заставить детей 21-го века жить, как в 20-м, – не решение проблемы, а лишь его иллюзия и попытка школьной системы оправдать свои отсталость и несовершенство.

По моему мнению, не стоит искать новых причин для бессмысленных и глупых запретов, необходимо заинтересовать ребят тем, что написано на доске и в учебнике. Единственный эффективный и цивилизованный способ вложить знания в голову подрастающего поколения. Для этого у нас есть профильное министерство, плеяда академий, университетов, готовящих соответствующих специалистов, основная цель которых – обучение и воспитание детей, подростков и студентов. Следует сделать образование «нескучным».

Во многих странах учебный процесс лишён строгой и гнетущей дисциплины, которая царит на наших уроках. Там не услышишь фраз «звонок для учителя», «встали», «садитесь». Они больше подходят учреждениям другого профиля. Есть классы, целые школы и даже системы преподавания, которые предусматривают довольно демократичный процесс – дети могут перемещаться по классу, говорить друг с другом, разумеется, не слишком отвлекаясь от темы. Урок превращается в некое состязание между несколькими группами, игру, в ходе которой каждый ребёнок не только увлекательно проводит время, но и с большим интересом вникает в предмет, запоминает информацию и приходит к выводу о том, что получать знания – приятно.

А каково отношение современных российских школьников к обучению? Для них это – «каторга», которой они всеми силами пытаются избежать. Многие скажут, что занятия – тяжкий труд и нельзя относиться к ним легкомысленно. Возражу – мы сами превращаем школу в напряжённую повинность, но можем от такого отношения и отказаться, хотя бы на секунду задуматься над ответами на вопросы, почему помним сюжеты целых фильмов, имена и реплики их героев, строчки любимых песен и стихотворений, но напрочь забыли теоремы, аксиомы и правила пунктуации. Потому что в первом случае никто не заставлял нас учить. Никто не сажал за парту и не говорил: «Пока не закончишь смотреть картину – не выйдешь». Мы сами хотели воспринимать информацию, поэтому она связана с приятными эмоциями.

Помимо реорганизации учебного процесса, необходим учёт современных реалий, в которых родилось молодое поколение. Его страсть – социальные сети, мобильные телефоны и интернет. Пусть всё это станет частью и инструментами обучения. Существует масса примеров того, как подобный подход добился широкого успеха. 64-летний учитель из Одессы организовал публикацию видеозаписей и прямую трансляцию своих уроков по физике на одной из популярных видеоплатформ «YouTube». Вековые знания и теоремы из скучного скрежета мела по доске превратились в один из видеороликов в интернете, который в 2018 году смотрят тысячи школьников.

Это не только способ говорить с детьми на их языке, но и удобный современный подход к обучению, позволяющий каждому в любой момент с любого устройства – от телефона до компьютера – взять и пересмотреть непонятную тему, написать учителю сообщение с вопросом и получить на него ответ. Видеоуроки стали популярными не только среди учеников, но и во многих странах СНГ, их начали смотреть даже те, кто давно окончил школу, но решил восполнить пробелы в образовании.

Современные дети, как бы их ни пытались заклеймить как «рабов интернета и гаджетов», гораздо более свободолюбивые, интересуются окружающим миром и стремятся его познать. С учётом этого в спектр задач современных учителей необходимо внести один важный элемент – формирование заинтересованности ребят в учебном процессе. Наказания, запреты – крайняя мера. И применять её нужно лишь в отдельных случаях, когда это неизбежно. Нельзя делать подобные методы краеугольным камнем, основой системы образования. Положительная мотивация всегда была для человека гораздо более сильным и устойчивым стимулом к действию. Об этом важно помнить тем, кто сейчас воспитывает и образовывает наших детей».

Е. В. Жердев:

«Он с гаджетом этим ложится, он с гаджетом этим встаёт. И многие другие молодые люди – тоже. Только неизвестно, в каком мире. Реальный мобильники уже заменили. Растёт поколение, которое, кроме монитора, ничего не видит. Ребята ходят по улицам, сидят в маршрутках, как зомби – тело вроде присутствует, а сознание где-то далеко в параллельной вселенной интернета. Там не до земных интересов, не важно, что красив первый утренний луч солнца, нет дела до того, что старая соседка нуждается в помощи.

Что наша жизнь? Для тинейджеров – интерактивная игра. А ещё лайки, посты, видео и компьютерный тусняк. Прикольно скинуть знакомым чувакам пару фраз. Пусть и с пятью ошибками в каждом слове из трёх букв. Грамотность в сети, считают подростки, – до лампы. Главное, чтобы поняли. Мобила – это сила! Жаль, что неудобно пользоваться во сне. Зато на уроках в школе – «самое то». Включил, и уже не слышно, о чём бубнят скучные учителя. Ведь знания нужны только им и родителям. А ещё пустые разговоры о будущем детей. Зачем стараться и напрягаться, если можно весело полазить по «паутине»? «Бабками» всегда обеспечат предки. А настоящие общение и чувства ребятам в интернете ни к чему. Самое важное для них – свобода, которую можно якобы обрести, только «запутавшись» в социальных сетях.

Хорошо, что с детьми не согласны некоторые взрослые. Например, учителя. Есть мнение, что использование мобильников на уроках всё-таки мешает процессу обучения. В отдельных московских школах перед началом занятий предлагают устройства на время сдать. Правде, сразу же возникла проблема хранения дорогих гаджетов. Стали поговаривать и о вмешательстве в личную жизнь учащихся. Вопросов больше, чем ответов».

Автор: Юрий СЕЛИВАНОВ

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

29.11.2018 - 29.12.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх