16+

Городская газета «Льговские новости»

Главная / Статьи / От паровозов до дизель-поездов
02.08.2018 12:41
  • 21

От паровозов до дизель-поездов

Раньше в нашем городе было три паровозных депо.

Одно из них располагалось в микрорайоне Льгов-1, на повороте с ул. Вокзальной на ул. Калинина. Оно появилось в 1875 году. Действовало до 1910 г. Было упразднено и перенесено на станцию Коренево. Второе – Северо-Донецкой железной дороги – открылось в 1910-м в микрорайоне Льгов-3 (на этом месте позже возвели арматурный завод). Предприятие просуществовало до 1928 г. И, наконец, третье построили в 1912 г. на насыпном грунте в микрорайоне Льгов-2, где оно стоит и по сей день.

Необходимость его сооружения была обусловлена сдачей в эксплуатацию в 1896 г. нового 200-километрового участка железнодорожного пути Льгов – Брянск. Оно включало топливно-складское, экипировочное хозяйство и пункт ремонта вагонов.

В первые два десятилетия существования депо его бригады работали в основном на паровозах серий «4Н», «О», «Ц», «Щ», «Ы», «Н». Среднесуточный пробег таких машин составлял 127 км, максимальный вес грузового поезда – 730 тонн. Предприятие обслуживало только одно плечо до Комаричей. Состав двигался туда двое суток.

Подача угля на него производилась с помощью пневматических кранов и вручную – в бадьях с использованием «журавлей». Песок загружали вёдрами. Канавы от шлака очищали лопатами. Оборачивание паровозов на специальных кругах выполняли несколько рабочих деревянными лагами. Осмотр вагонов делали при свете факелов из пакли, смоченной мазутом.

В ремонтных цехах в качестве подъёмного оборудования использовались лишь домкраты с ручным приводом. В кузнечном – только горн и наковальня. Основными транспортными средствами служили лошади и ручные тележки.

Первым директором предприятия был инженер-технолог Николай Юлианович Ермоленко. Под его началом состояли около ста человек. Условия труда были очень тяжёлыми. Рабочий день длился 12 часов. При этом ни один из цехов не имел вытяжной вентиляции. Зарплаты начислялись низкие. К примеру, слесари получали по 20 рублей в месяц, машинисты – по 30-40. Женщины и дети – ещё меньше, к тому же они не пользовались никакими льготами.

С 1935 г. во Льговское локомотивное депо стали поступать довольно мощные грузовые машины серий «Э», «ФД», «СО». Пассажирские перевозки осуществлялись в основном паровозами «С», «СУ», «ИС». Так было до начала 60-х гг. прошлого века.

30-50-е, считающиеся временем сталинских репрессий, ознаменовались печальными событиями и на названном выше предприятии. Их жертвами стали десятки рабочих, которые были арестованы, осуждены так называемыми тройками и приговорены к различным срокам заключения. Вот только несколько фамилий: Редькин, Кимстач, Бейлик, Ринейский, Драчёв, Завадский, Гузев, Коренев и другие.

В годы Великой Отечественной многие труженики стальных магистралей ушли на фронт. Были среди них и партизаны – А. Ф. Романенко, М. П. Панько, Н. А. Секерин, А. Г. Щепотьев и т. д. После войны железнодорожники ударно трудились над восстановлением своего хозяйства. Тогда же грузовой парк депо взамен устаревших серий пополнил усовершенствованный паровоз «Л».

В марте 1963-го от Старого Оскола через ст. Льгов до Брянска пошли тепловозы ТЭЗ-516, ТЭЗ-536 и др. От Основы до Готни их вели машинисты из первого населённого пункта, а до конечной станции – льговские. Постепенно более современные машины полностью вытеснили паровозы.

В 1964 г. на Коломенском локомотивостроительном заводе были изготовлены три опытных образца газотурбовозов. Для испытаний их направили в наше депо. Однако в дальнейшем из-за низкого коэффициента полезного действия выпуск этих машин прекратили.

В сентябре 1988-го местные железнодорожники начали осваивать комфортабельные дизель-поезда венгерского завода «Ганц-Мавоч». Надо заметить, что те годы были временем расцвета льговского локомотивного депо. Их с большой ностальгией вспоминают те, кому довелось там трудиться. Жизнь на предприятии, как говорится, кипела. Его коллектив активно вовлекался в общественную деятельность, с большим энтузиазмом регулярно выходил на субботники с целью облагораживания прилегающей территории, участвовал в культурных мероприятиях, с пользой проводил досуг в различных кружках и секциях.

Люди всегда составляют главную ценность любой отрасли народного хозяйства. Стальные магистрали – не исключение. Десятки работников локомотивного депо за добросовестность, ответственность и безграничную преданность профессии были удостоены Ордена Ленина, звания «Почётный железнодорожник», других не менее значимых наград. Этих льговчан помнят и ценят земляки, к ним до сих пор прислушиваются на производстве, их имена не раз появлялись и на страницах нашей газеты.

От всей души поздравляем всех с профессиональным праздником! Здоровья, мира, стабильности, удачи!

Благодарим за сотрудничество Льговский краеведческий музей

Автор: Ольга ДРОЗДОВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх