16+

Городская газета «Льговские новости»

Главная / Статьи / Базарный день
06.07.2018 08:37
  • 35
  • 3

Категории:

Базарный день

И всё-таки что-то мы потеряли с приходом в нашу жизнь огромных торговых площадей с бесконечными полками и тележками для продуктов. Это, конечно, современно и удобно, но дыня без «красноязычных» рекомендаций на восточном диалекте – больше не мёд, а пакетированная сельдь не в состоянии приврать, что чуть солоновата. Покупатель деловой и мрачный. Преодолевает двадцать метров вдоль колбасных рядов с «разносольными» колечками и чувствует, что чего-то не хватает. Хочется ведь не только есть, но и жить, говорить с интересными людьми, обмусолить «косточки» дорогостоящего товара, быть изящно обманутыми или расплыться от удовольствия, уличив продавца в хитрости. В конце концов, послушать, чем живёт город.

На рынке всегда было шумно.

Потому что живой, конкурирующий, предприимчивый. В отличие от супермаркета, где «сбытчики» горазды потягаться лишь более удобным расположением товара в помещении или выкладкой его на полке. Торгующие по старинке всегда готовы предложить больше. Другого пути нет, ибо соседи по прилавку могут лучше обслужить, шире улыбнуться, угодить чем-то новым, эксклюзивным. Здесь совершенно другой маркетинг. Да и само слово с ситуацией не вяжется, не роднится. Вместо штрих-кода или выбитой на упаковке даты чистый и опрятный фартук селяночки не менее точно подскажет, где лучшее молочко, а чрезмерно навязчивый совет приобрести конкретный продукт должен посеять сомнение. К каждой ягоде приставлен владелец, заинтересованный в выручке, а значит, и качестве товара. В потоковой торговле особо хлопотать некому, плановая работа, поэтому и любуемся порой некондицией.

В стране со стабильной и крепкой экономикой, а краем и вовсе устремлённым в будущее рынок до сих пор даёт возможность одним людям заработать копейку, реализовать плоды крестьянского труда, организовать небольшой бизнес с минимальными вложениями, другим – выторговать подешевле, чтобы хватило не только на масло, но и на хлеб.

Встанем в очередь. Желательно самую длинную. Чем торгуют, разберёмся после. Гарантированно самым выгодным или вкусным яством. Народное мнение не ошибётся. Заскучать в ожидании не дадут. Накал страстей, конечно, не постсоветский, но впечатления останутся. Атмосфера простая и раскрепощающая. Клиент моложе 30-ти запросто может быть объявлен сыном без решения органов опеки. Стоит подыграть. Как своему предложат лучшее. В битве слов выживет сильнейший. Заткнуть за пояс торгаша, умеющего отвечать сразу двум-трём покупателям, выстреливать точную цену, едва взглянув на весы, остро пошутив при этом над вами, вряд ли удастся.

Однако как ни ищи плюсы в базарный день, если продаёт не дурак, то купить может человек именно с такой характеристикой. Искусство втюхать, спихнуть, сосватать, впарить и т. д. старо как мир и совершенствуется. Крашеное мясо, перемороженная рыба, гретый мёд, обработанные химическим составом, сохраняющим внешний вид и свойства продукции, фрукты, два дня как не парное молоко, подрезанный сыр, обтёртые уксусом куриные тушки и получившие второй срок годности колбасные изделия… Чего мы только не видели! Уберечь себя от подобных вещей на 100 %, пожалуй, невозможно, но попробовать разобраться и проконтролировать стоит.

Именно с такой целью второго июня сотрудники редакции «ЛН» вышли на местный продовольственный рынок. Журналисты искали гарант качества хотя бы в виде сопровождающей каждый вид товара документации, добросовестного отношения продавцов к своей работе. Также мы проверили сроки годности продуктов, ознакомились с действующими формами ведения торговли и отсняли ценный видеоматериал.

На первый взгляд, наш рынок действительно может накормить вкусно и полезно. Каждый прилавок богат своими разновидностями продуктов. Томились в больших тазах с водой караси и карпы. Вкусно пахли копчёности. Спелые черешня, нектарины, груши живописно разваливались в отдельных лотках. Есть павильон со свежим мясом, столик с сухофруктами и цукатами, целый ряд домашних молочка, сыра, творога и т. д. и т. п.

Вдоль всего этого добра и двинулась наша группа. Продавцы, увлечённые своим делом, не сразу обращали внимание на пару газетчиков с камерой и распахнутыми удостоверениями. Собственно, не спешили общаться и после того, как заметят. Мол, у нас клиенты. Но уделить время всё же пришлось. Первой в объектив попала раскладка с овощами и рыбой, выгодно разместившаяся недалеко от входа на рынок. Мимо не пройдёшь. Не удалось и нам. На просьбу предоставить сопроводительные документы к горке помидоров мужчина ответил удивлённым взглядом. Когда понял серьёзность намерений интересовавшихся, ушёл за бумагами. Вернулся с товарным чеком, в который были вписаны все плоды, имевшиеся у него в продаже, в том числе и томаты. Мы отметили не внесённую в бланк дату. Также хозяин продемонстрировал результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении подкарантинной продукции (фруктов и овощей) и транспортного средства. Попутно намотали на ус строчку с указанием стран производителей – Турция, Иран, Израиль, Р. Молдова, Р. Беларусь, Узбекистан, РФ и Азербайджан.

Поинтересовались свежестью нектаринов у другого предпринимателя. Тот принёс ящик, в котором они были привезены. Этикетка «уверяла», что хорош товар будет ещё более недели, с оговоркой об условиях хранения, а именно рекомендованная температура + 40С (т. е. рабочая камера холодильника) и определённая влажность. Подкрепил своё право на торговлю товарным чеком на данную продукцию от 31 мая 2018 г.

Нельзя было не подойти к молочницам. Та, на которую выпал жребий, быстро отвернулась, но товар не бросишь. Пришлось ответить на вопросы. Зашептались между собой соседи по прилавку. Признаться честно, было слегка неловко умничать перед труженицей села, работа которой нелегка и не всегда оценёна должным образом. Однако и покупатель отдаёт за творог деньги, не с неба упавшие. Со слов женщины, коровку подоили утром того же дня, все продукты свежие и очень вкусные. Попросили подтвердить документально первый пункт. Немного сомнений, колебаний, вопросов о том, на каком основании, и скользнула молния кошелька, из которого селянка достала (нет, не нужно о нас плохо думать) копию квитанции, выданной ОБУ «Станция по борьбе с болезнями животных Льговского района и г. Льгова». Документ был датирован 19-м мая. Согласно бумаге продавец заплатил организации 202 рубля. Это всё, что нам предоставили. С выводами торопиться не будем.

У следующего стола с молочной продукцией, помимо такой же бумаги, мы увидели ещё и талончик, получаемый в день совершения торговли, как пояснил продавец. Основание для его выдачи рассмотрим в следующих публикациях из этой серии.

В одной из медовых лавок, украшенной не только янтарными баночками, но и Дипломом с ярмарки «За лучшее оформление рабочего места», была продемонстрирована только квитанция ОБУ «СББЖ» от 31 мая.

Такую же, но датированную 2.06.2018 г. показала девушка, торговавшая живой рыбой. Последняя, кстати, перестала подавать признаки жизни, и мы поинтересовались свежестью зеркальных. В ответ был приведён довод, касавшийся тёплой погоды, которую караси и карпы не пережили. В свежести, по мнению продавщицы, разбираться нужно, она же предложила посмотреть в глаза «водоплавающим».

Не очень приветливо отнеслись к журналистам в мясном павильоне. Прежде чем нам удалось ознакомиться с документами, пришлось побегать за женщиной, стоявшей за одним из прилавков. Немного, метров 8-10 до ближайшего её убежища, но всё же такое поведение насторожило. Только после настоятельных просьб нас проводили в лабораторию рынка, сотрудница которой предъявила ветеринарное свидетельство от 1.06.2018 г. (напомним, рейд проходил 2.06.), выданное заинтересовавшему корреспондентов ИП. Согласно этой бумаге мясная продукция была допущена к реализации. Спишем бегство на испуг.

Долго ждали владелицу закрытого павильона с колбасами и другими продуктами. Увидев видеокамеру, женщина поспешила скрыться. Через некоторое время сама нашла нас и сказала, что готова показать всю отчётность. Видимо, по рядам быстро разошёлся слух о безболезненности беседы с прессой, если, конечно, предприниматель соблюдает правила и нормы торговли. На просьбу дать исчерпывающую информацию, касавшуюся одной из марок колбасных изделий, посыпались товарные чеки, накладные, квитанции, где мы смогли найти сведения о свежести рассматривавшегося продукта.

Владельцы витрины с мороженой рыбой кропотливо и продолжительно пытались найти ТТН на один из элитных видов «красномясых» – форель. Сделать это удалось, но факт того, что инспекции проводятся крайне редко, – налицо.

Как, наверное, успел заметить читатель, мы постарались охватить весь ассортимент продукции, которую можно назвать скоропортящейся или самой покупаемой. Ещё раз оговоримся, что самостоятельно никаких выводов делать не будем. Предоставим это право специалистам. Весь отснятый видеоматериал уже посмотрела и прокомментировала главный специалист-эксперт территориального отделения Роспотребнадзора, расположенного в г. Льгове, М. С. Мельникова. Также мы поговорили с ведущим ветврачом ЛВСЭ, контролирующей ООО «Рынок», Е. И. Данильченко и по традиции – с жителями нашего города, прямо между торговыми рядами. Публикации об этом ожидайте в следующих выпусках «ЛН».

Автор: Юрий СЕЛИВАНОВ

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх